Posted 1 июля 2019,, 15:44

Published 1 июля 2019,, 15:44

Modified 17 сентября 2022,, 16:10

Updated 17 сентября 2022,, 16:10

Это наш с вами уровень: кто (не) спасет Мергасовский дом от разрушения

1 июля 2019, 15:44
Знаменитый «зеленый дом» в центре Казани был признан аварийным и почти полностью расселен. Он стал местом притяжения бомжей и мародеров. На защиту объекта культурного наследия встали горожане. Власти Казани говорили, что помогут сохранить наследие, однако не выполнили обещаний, утверждают активисты.

Мергасовский дом расположен у парка Черное озеро на улице Дзержинского, 18. Он стал первым в Казани многоэтажной постройкой на 65 квартир, возведенной после революции и сданной в 1928 году. Здание архитектора С.В. Глаголева считалось элитным. В нем жили, например, писатели Абдулла Алиш и Кави Наджми. Дом был признан памятником культуры 1959 году.

По словам его жителей, они с 1978 года получают от городских властей сообщения о необходимости покинуть квартиры. Дом был признан аварийным только в 2009 году. Собственники заявили, что в течение многих лет сдавали деньги на капитальный ремонт. Однако работы не проводились. Куда направлены эти деньги – неизвестно.

В октябре 2017 года жителям «зеленого дома» вновь пришли уведомления. На тот момент в нем проживала 71 семья. Только 38 из них были собственниками – их квартиры власти выкупили в расчете 11 тысяч рублей за кв.м, предложив взамен соципотеку в домах на улице Мазита Гафури и ЖК «Салават Купере». В январе 2018-го их начали выселять по решению суда.

Уже в феврале прошлого года Telegram-канал «Неудаща» сообщил, что реконструкцией Мергасовского дома займется одна из казанских строительных компаний, которая превратит его в комплекс элитной недвижимости с коммерческими зонами. Спустя четыре месяца помощник главы РТ Олеся Балтусова заявила, что дом не передадут инвесторам.

«Мергасовский дом в муниципальном ведении – с комплексом вытекающих проблем», - сказала она. Тогда же она сообщила, что здание находится в крайне аварийном состоянии. Премьер-министр РТ Алексей Песошин заявил, что сносить объект культурного наследия не будут. Впоследствии власти Казани и Татарстана забыли о доме на год.

Очевидно, что аварийное здание требует значительных финансовых вложений. Окупаемость инвестиций – под вопросом. Мергасовский дом как объект культурного наследия нельзя кардинально реконструировать, также как построить под ним подземную парковку, без которой жителям «зеленого дома» некуда будет ставить автомобили.

В апреле этого года группа активистов, организованная казанской писательницей Радмилой Хаковой, написала обращения с просьбой обратить внимание на разрушающийся объект Балтусовой и в комитет РТ по охране объектов культурного наследия (ОКН). Вчера активисты в соцсетях заявили, что ответа от последнего до сих пор не получили.

В начале мая они за свой счет вывезли из дома мусор и оставленные жильцами вещи, чтобы обезопасить строение от пожара и мародеров. К тому времени постройку посещали казанцы и бомжи. В доме все еще проживает шесть семей. Балтусова заявила, что обратилась в мэрию Казани с просьбой заварить вход в нежилые помещения.

6 мая Балтусова, глава комитета ЖКХ исполкома города Дмитрий Анисимов и представители сразу пяти управляющих компаний встретились во дворе дома. На следующий день организации должны были начать закрывать проходы в здание. Тогда же в Telegram-канале активистов сообщили, что мэр Казани Ильсур Метшин распорядился обеспечить безопасность на объекте.

7 мая активисты написали, что железные двери были заварены, окна и деревянные двери – заколочены. Их за ночь взломали, подростки проникали в здание. Двери обещали заменить на железные, на доме - установить таблички о запрете проникновения. Этого не произошло. Не дождавшись властей, активисты решили самостоятельно повесить предостережения.

«Управляющие компании не выполняют распоряжение мэра, доступ в здание не ограничен — выбиты окна и двери. Туристы ходят, подростки влезают в окна, бомжи ночуют. Я не думаю, что в памятнике архитектуры мусорят какие-то особенные «плохие» люди — это наши с вами соседи, дети, гости», - написали активисты в своем Telegram-канале 6 июня.

14 июня на четвертом этаже Мергасовского дома загорелся мусор. Огонь потушили. Не исключено, что ситуация повторится. Практика поджога исторических построек для возведения на их месте новых зданий использовалась в Казани на рубеже тысячелетий. Одна из причин, по мнению экспертов, в том, что культурное наследие никем не сохраняется, пустует и разрушается.

Судьба Мергасовского дома до сих пор не определена. Еще этой весной на своей странице в Facebook Балтусова писала, что исполком Казани «проводит совещания для более быстрого решения вопроса по передаче дома ответственному собственнику» для реставрации и реконструкции. Годом ранее она заявляла, что этого не случится.

Глава комитета ОКН Иван Гущин, напротив, сообщал, что здание выставят на аукцион по стартовой цене в 1 рубль. «Обычно процедура передачи занимает около года – это перевод в нежилое, отражение в кадастре, формирование в план приватизации, аукцион», - написала Балтусова. Пока мэрия Казани совещается, дом разрушается.

30 июня активисты сообщили, что «городские службы всего лишь фанерой заколотили деревянные двери и окна первого этажа». Мародеры продолжают проникать в дом, вскрывая квартиры и спиливая трубы батареи и перила на металлолом. Не мешает этому ни поручение Метшина, не обещания Балтусовой, в частности, что территорию будет патрулировать полиция.

Inkazan запросы в комитет ОКН и мэрию Казани с просьбой прокомментировать ситуацию. На момент публикации материала ответы не поступили.

По ночам Мергасовский дом продолжают разрушать вандалы. Сегодня после заката активисты дежурили во дворе здания. Нескольких подростков забрала вызванная ими полиция. Сложившаяся ситуация вызвала критику местных СМИ и Telegram-каналов. Замглавы исполкома Казани Искандер Гиниятуллин прокомментировал случаи мародерства.

«Складывается такое впечатление по вашим заметкам, что исполком в свободное от работы время направляет своих сотрудников грабить этот дом. Именно что не направляет», - заявил он. По словам чиновника, Мергасовский дом – не единственный, всего в Казани 12 построек, которые нуждаются в охране и восстановлении. Но у города нет денег, заявил он.

«Мы вопрос восстановления этих домов поднимали на самых разных уровнях, но пока на сегодняшних день решение никакое не принято. И нам остается ходить вокруг них кругами, зашивать их досками, каким-то железом», — сказал Гиниятнуллин. Он также посоветовал задавать вопросы тем, кто посещает и разрушает Мергасовский дом.

Ранее этим вопросом задавались активисты, спасающие здание. «Объект культурного наследия в Казани — какая культура у людей, такой и объект. Посмотрите — это наш с вами уровень; государство это мы», - писали активисты.

Насколько их сил хватит на эту борьбу – неизвестно. Как показывает опыт, невозмутимости и терпения казанских властей хватает на то, чтобы дождаться, пока объект культурного наследия превратится в руины. Примером тому огромное количество.

"