Третья транспортная дамба: реальные пробки и туманные перспективы

Третья транспортная дамба: реальные пробки и туманные перспективы

3 июня 2019, 18:10ГородPhoto: скриншот Google Maps
Сегодня Ново-Савиновский и Советский районы Казани соединены только Третьей транспортной дамбой, которая регулярно стоит в пробках. По мнению опрошенных Inkazan экспертов, проблему могло бы решить строительство еще одного моста. Он заложен в генплане, однако вряд ли будет возведен в ближайшее время.

Власти Казани не раз заявляли, что городу нужно перераспределить транспортные потоки, пустив автомобилистов в обход перегруженного центра города. В Вахитовском районе как грибы после дождя появляются платные парковки, призванные сократить число машин на этой территории. Сегодня три моста, соединяющие северную и южную части города, - Миллениум, Ленинская и Кировская дамбы – ведут в центр, обходную функцию выполняет только Третья транспортная дамба.

Через нее люди с правого берега реки направляются в Советский район, Дербышки, Азино, на Горки и выезжают на трассу М-7. По дамбе ездят не только автомобили, но и трамваи. Однако даже незначительное ДТП способно парализовать движение на этом участке пути, зачастую приводя к многокилометровым пробкам на проспекте Ямашева и улице Академика Арбузова.

Photo:скриншот Google Maps

В былые времена «компрессорный мост» был «инновационным» для своего времени: в его конструкции применили уникальную западную технологию. Через 20 лет после открытия мост пришел в аварийное состояние и ремонтировался несколько лет. Город построил его дублер, который долгое время был основной транспортной артерией, связывающий две части города. Сейчас он заброшен.

«Оригинальный» мост сегодня стал одним из самых застойных участков дорожной сети города. Завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич заявлял, что проблема транспорта в городе по-прежнему актуальна - автомобилизация населения растет. Так, согласно данным генерального плана города, к 2035 году в Казани будет 420 машин на 1 тысячу жителей, то есть почти в 1,5 раза больше, чем сейчас.

Депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев заявил Inkazan, что проблема пробок на Третьей транспортной дамбе решаема. «Если обеспечить подъездные пути, то там могут работать два моста. Но, к сожалению, мэрия Казани исповедует такой подход, что пока не станет все совсем плохо, мы не будем применять усилий. Конечно, в перспективе нужно строить новый мост, но мы же не должны 10 лет ждать, когда он появится», - сказал парламентарий.

Артем Прокофьев
Photo:Inkazan

По словам депутата, необходимо рассматривать разные пути решения: новый мост не будет построен быстро, поэтому нужно эффективно использовать уже имеющуюся систему. При этом переключить транспортный поток на мост-дублер сейчас нельзя: у двух конструкций общая инфраструктура, и уже при выезде с него возникает заужение. «Можно было бы сделать один мост в одну сторону, другой - в другую. Над этим должны работать специалисты, но потенциал там есть», - заявил Прокофьев.

По словам Дембича, для города с населением более 1 миллиона человек, связь между берегами должна быть эффективной. В то же время в Казани недостаточно внеуличного транспорта – в столице Татарстана есть лишь одна линия метро, и то непротяженная. По мнению эксперта, мост необходим. Однако строить его нужно в районе Компрессорного завода: Ново-Савиновский и Авиастроительные районы в первую очередь нуждаются в этой связи с другим берегом.

Согласно новому генплану города, который будет действовать до 2035 года, улично-дорожная сеть разовьется с 1796 до 2213 тысячи километров: появятся новые дороги, 9 транспортно-пересадочных узлов, в четыре раза вырастет число развязок. На новом документе отмечены 7 мостов через Казанку. Один из них предполагается построить в районе улицы Гаврилова, однако когда он появится до сих пор не ясно. Inkazan направил запрос в исполком города с просьбой озвучить сроки строительства и планы по избавлению от дорожного коллапса. На момент публикации ответ не поступил.

Photo:скриншот Google Maps

«В обозримой перспективе 5-6 лет ничего такого строиться не будет. Во-первых, этот вопрос до конца не проработан в градостроительной документации, он пока на уровне концепций. Его нужно как следует прорабатывать, инвестиционно обосновывать. И само по себе проектирование займет не один год, поэтому этот вопрос будет отложен на период 2022-2023 года», - заявил Дембич Inkazan.

По его словам, проект несет в себе больше агломерационное значение. Он должен подключить к транспортной сети города северо-восток казанской агломерации и связать его с северным промышленным районом, где расположены авиационные, мотостроительные предприятия и ПАО «Казаньоргсинтез». Дембич сообщил, что и здесь есть спорные вопросы: сегодня большинство специалистов считает, что развитие промышленности, находящееся на территории крупных городов, не является правильным направлением.

Эксперт заявил, что город переходит к постиндустриальному технологическому циклу, когда крупные производства перестают играть столь важную роль в развитии города, а основной фактор смещается на сектор услуг. «Не знаю, насколько будет продолжительна тенденция о связи промышленной зоны с примыкающей территорией. Это спорный вопрос», - сказал Дембич.

Александр Дембич
Photo:БИЗНЕС Online

В то же время городские власти смотрят в другую сторону, планируя реализацию проектов в месте впадения Казанки в Волгу. Транспортная ситуация в этом районе не в пример лучше, чем на Третьей транспортной дамбе, однако между исполнением новых идей и решением проблем тысяч горожан, в Казани выбирают первое.

Этой весной в Казани прошли общественные слушания по проекту реновации Адмиралтейской слободы, где горожане вместе с властями обсуждали строительство дублера Кировской дамбы через Казанку в рамках завершения Большого Казанского кольца. Дембич сообщил Inkazan, что рассматривался и похожий проект, предполагавший расположение моста на мелководье Волги перед Кировской дамбой.

Существует и более грандиозный проект: мост, который пройдет через Волгу. Он должен быть построен до 2024 года в рамках одного из национальных проектов как часть российского участка коридора Европа — Западный Китай. Татарстанский участок обойдется в 121 млрд рублей: 67 млрд — сама дорога, 54 млрд — переход через Волгу, остальное — искусственные сооружения. Предполагается, что путь через этот мост предпочтут те, кто живет, к примеру, в Приволжском районе Казани.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter