Posted 9 ноября 2019, 08:02
Published 9 ноября 2019, 08:02
Modified 17 сентября 2022, 16:31
Updated 17 сентября 2022, 16:31
Разработка проекта развития Казанки от Голубых озер до Волги стартовала в августе этого года. Официально работу представили в середине октября на конгрессе World Urban Parks. Созданием проекта занимается бюро Orchestra Design, имеющее офисы в Париже и Санкт-Петербурге. Одна из основателей компании Екатерина Гольдберг сообщила, что работа ведется при участии помощника главы РТ Натальи Фишман-Бекмамбетовой.
На вопрос, почему создание проекта не доверили местным специалистам, она заявила, что бюро сотрудничает с Казанским государственным архитектурным университетом (КГАСУ), которые, как отметила одна из участниц встречи, готовы работать бесплатно. Фишман-Бекмамбетова заявляла, что у бюро есть опыт победы в конкурсе на создание концепции развития Москвы-реки, а Казань намерена равняться на столицу. Выбор исполнителя согласован с главным архитектором города.
Стоимость работы известной компании, как и стоимость создания и реализации итогового проекта она называть не стала. По словам Гольдберг, задача Orchestra Design — выстроить диалог между заинтересованными сторонами — горожанами, представителями бизнеса и власти, а также проработать отдельные «конфликтные точки».
Предполагается, что бюро проведет несколько тематических встреч с экспертами и жителями Казани. До конца декабря планируется сформировать «большое видение» развитие территории, сообщила Гольдберг, включая транспортные решения и границы парковых зон. Со следующего года начнется работа над приоритетными территориями.
Бюро не будет проектировать все объекты, часть может быть отдана победителям открытых конкурсов, частью займется креативная группа при мэрии Казани — территорией Казанской Швейцарии и Центра семьи «Казан». На берегах реки должны появиться 12 новых парков. Гольдберг сообщила, что весной 2020 года бюро планирует запускать «инициативы на реке» по мотивам предложений горожан.
Писатель и краевед Алексей Клочков заявил, что, по сравнению с двумя предыдущими веками, Казанка стала чище. Особое внимание он уделил береговой линии, в частности, назвав поселок нефтяников, построенный к 1000-летию города, «архитектурной ошибкой» и «преступлением. Эксперт сказал, что понимает — исправить ее уже вряд ли получится, и понадеялся, что подобных построек на берегу в будущем не появится. По его словам, очевидно, что на правом и левом берегах реки построят набережную. Клочков заявил, что сейчас есть возможность реанимировать историческое русло Казанки.
Научный сотрудник института языка, литературы и искусства Академии наук Татарстана Азат Ахунов рассказал легенду о Зиланте и предложил обыграть ее и другие мифы в разрабатываемой концепции, сделав местом притяжения Зилантову гору на старом русле Казанке. По его словам, также «можно обыграть» значение Казани как «окна на Восток». Эксперт уверен, что старое русло должно стать рекреационным центром, не забывая о необходимости капитализировать ее. Историк Айрат Файзрахманов поддержал коллегу, добавив, что развитие столицы Татарстана и Казанки нельзя рассматривать в отрыве от истории развития города, в частности связи с Арском.
Председатель регионального отделения Русского географического общества в Татарстане Дмитрий Шиллер предложил создавать на берегу станции юннатов и юных экологов, а также места, в которых студенты могли бы исследовать дно Казанки и заниматься подводной археологией. Краевед Илья Евлампиев заявил, что на реке необходимо развивать активные водные виды спорта и строить лодочные станции, а также задуматься о том, стоит ли сделать перемещение на водном транспорте более доступным для жителей, которые имеют или хотели бы купить лодку.
Краевед и историк Марк Шишкин заявил, что необходимо сочетать современную архитектуру с местами, где сохранен природный ландшафт. Он вспомнил, что в середине прошлого века по реке курсировали прогулочные теплоходы, которые пользовались популярностью у горожан. В ходе диалога эксперты также предложили создавать на берегах реки музеи, выявлять исторические памятники и их развалины, а также составить карту топонимов прибрежных объектов, которые используются горожанами.
На обсуждении собралось несколько десятков участников, самыми активными из них стали экологические активисты, в частности — группа, выступающая против застройки берега на улице Гаврилова. Несмотря на то, что организаторы мероприятия заранее сообщили, что проведут отдельные встречи по вопросам экологии, они не раз поднимали эту проблему.
«Когда, в конце концов, прекратят убивать Казанку? Нам скоро дышать нечем будет, и воды не будет. Все больше и больше набережные превращаются в бетонные столбы. Зачем они нам нужны? Почему выхода нет к Казанке? Все это делается только для туристов», — закричал с места пожилой мужчина после выступления экспертов.
Присутствующие объединились идеей учреждения Дня Казанки, в рамках которого различные группы городских и экологических активистов могли бы организовывать локальные мероприятия и фестивали. Однако время года, в которое стоит проводить мероприятие, так и не было согласовано. Эксперты предупредили, что передача обязанностей по организации таких событий городских властей может привести к тому, что люди увидят не то, что ожидали. Поэтому активные граждане должны брать это в свои руки. Тем не менее, диалог возвращался к «наболевшим» вопросам.
«Три объекта уничтожено. Кем? Министерство культуры, Балтусова (Олеся, помощник главы РТ — Inkazan) содействовали этому. Какие объекты? Дом Боратынского — уничтожен, Крутушка — уничтожена, Голубые озера — уничтожены. Как мы здесь дальше двигаться будем, когда в Дербышках руки выкручивают, женщин за волосы дергают, объект сносят исторический? А мы сидим. Нельзя так, надо по-другому», — сказал краевед Владимир Демидов.
Акцентирование жителями внимания на конфликтах, не относящихся к обозначенной теме, было ожидаемо. Так, в рамках формирования проекта был создан сайт, на котором горожанам предложили поделиться свои видением развития реки. Помимо предложений, касающихся Казанки и береговой линии, на нем появились жалобы на плохие дороги, просьбы построить социальные объекты и благоустроить парки.