Posted 11 мая 2022, 09:00

Published 11 мая 2022, 09:00

Modified 18 сентября 2022, 15:10

Updated 18 сентября 2022, 15:10

Фото: как строится М-12 — главная дорога Татарстана

Фото: как строится М-12 — главная дорога Татарстана

11 мая 2022, 09:00
Фото: Inkazan.
Платная трасса М-12 «Москва-Казань» — один из главных проектов нашего земляка, вице-премьера правительства России Марата Хуснуллина. Корреспондент Inkazan проехал по строящемуся участку трассы на левом берегу Волги.

Стройка поистине титаническая. Ничего подобного в новейшей истории республики не было. Старую трассу М-7 «Москва-Уфа» строили постепенно и десятилетиями доводили до ума. Новую дорогу М-12 «Москва-Казань» стоимостью 800 млрд рублей обещают открыть к 2024 году. Через Татарстан проходят 142 км новой дороги. Главным ее бриллиантом станет второй автомобильный мост через Волгу в Татарстане.

Мы сворачиваем на будущую М-12 за поселком Кирби в Лаишевском районе республики. Здесь расчищают площадку под строительство путепровода. По нему местные жители смогут переезжать М-12, чтобы попасть на Атабаевский тракт.

По всей длине будущей трассы проложена временная дорога с щебеночным покрытием. Строители уточняют, что она находится в границах будущей трассы, не залезая на прилегающую территорию. Когда М-12 будет готова, времянку сроют. На ее месте появится засеянная травой обочина. Времянка широкая. По ней важно пылят самосвалы, чинно едут погрузчики. Несмотря на высокий трафик, места хватает всем.

Строящаяся трасса — слева по движению. Насыпь под нее уже готова, начата укладка дорожного «пирога».

Спустя несколько километров мы доезжаем до развязки с Атабаевским трактом. Опоры под путепровод уже стоят. Здесь будет первый въезд на М-12 на левом берегу Волги. Следующий — на Оренбургском тракте. Местные жители опасаются, что у развязки будут скапливаться пробки из заезжающих на платную дорогу: узкую атабаевскую дорогу расширять не собираются.

Строители обещают, что к моменту постройки М-12 шлагбаумов, которые могли бы вызвать заторы, не будет. Плата за проезд по новой трассе будет начисляться водителям автоматически после того как камера считает госномер. Глава «Автодора» Вячеслав Петушенко заявлял, что брать будут по 2,5 рубля за 1 км. То есть поездка из Казани в Москву обойдется приблизительно в 1,6 тысячи рублей.

Двигаемся дальше. Слева — поселок Сапуголи. Трасса проходит в непосредственной близости от него. Строители клянутся, что заложенные в проект шумоизоляционные щиты полностью блокируют звук от мчащихся машин. Еще через 1 километр по строящейся трассе стоит бетонный куб. Это скотопрогон высотой 4,5 метра. По расчетам, по нему смогут не только пройти животные, но и проехать сельхозтехника.

По песку строящейся М-12 медленно ползет самосвал Volvo. Это вездеход думпер. На участке работает пять таких машин, арендованных у питерской компании. Конструкция позволяет им не застревать в зыбучей поверхности, развозя нижний слой песка, который затем утрамбовывает специальный каток.

На горизонте вырастают исполинские горы серой щебенки. Это склад инертных материалов. Дробленый гранит везут с Урала. С собой строители — московская компания — привезли мобильный немецкий асфальтовый завод и завод ЖБИ. Сотрудничать с местными производителями они отказались. Причина — плохое качество. На возражения они приводят в пример состояние асфальтового покрытия на проспекте Победы в Казани, где за 2 года глубина колеи достигла 10 сантиметров.

Мы въезжаем в окрестности деревни Пиголи. Здесь тоже готов путепровод. На опорах стоят пролеты. М-12 разрезала пополам лес, куда местные ходили за грибами. И хоть дороги здесь нет, проектировщики запланировали полноценный виадук на перспективу — вдруг она когда-нибудь появится.

Будущая трасса начинает идти под уклон. Мы подъезжаем к поселку Тарлаши. Место — самое низкое в этой части Лаишевского района. Сюда стекают талые воды со всей округи, включая поля у Сокуров и Столбищ. В основании строящейся дороги монтируют две огромные трубы для водоотвода. Железобетонные изделия скрепляют 12 тысяч гаек.

У поселка — очередь из самосвалов. Здесь установлена так называемая рамка. Машина подъезжает под нее, камера сканирует кузов и оценивает объем груза. Это позволяет избежать воровства со стороны водителей, покрывать ущерб от которого приходится самим строителям.

Путепровод у Тарлышей тоже готов. По нему М-12 смогут пересекать местные жители и отдыхающие, которые едут на озеро.

Постепенно стройка превращается в ущелье. Трасса все больше начинает углубляться в землю. Мы проезжаем еще один путепровод у Орла. Он в недалеком будущем станет единственной дорогой жизни для местных и дачников из садов Аэропорта и с Голубого залива.

Ущелье начинает расширяться до исполинских масштабов. Сосны остаются где-то наверху. По бокам — бесконечные склоны свежего грунта. Впереди видно строящийся мост. Остановившись у так называемой «таифовской» дороги мы смотрим на строительство сверху. Тут построят еще один путепровод, ведущий к базе отдыха. Он будет в своем роде уникальным — высотой несколько десятков метров.

Неподалеку бурят уникальную для России скважину глубиной 60 метров, далее бур под землей поворачивает на 90 градусов и проходит под всей шириной трассы. В скважину опустят трубу из толстого пластика, по которой будут идти коммуникации к объекту «ТАИФа».

Вниз ведет новый асфальтированный серпантин. Дорога оборудована отбойниками. Мы выезжаем на причал «ТАИФа». Строители моста через Волгу используют его для своих нужд. Отсюда мы обозреваем новый мост, ощетинившийся башнями кранов.

С левого берега уже начата надвижка пролетов на опоры. Технология позволяет монтировать пролет на берегу. Потом его поднимают на домкратах, и конструкция под собственным весом скатывается на опоры. Сами опоры стоят под неестественным углом к створу моста. Говорят, это нужно из-за второго русла реки.

Еще при строительстве первого моста через Волгу в Татарстане ходила байка, что часть мусора и временных конструкций сбрасывают в реку. Якобы он лежит между шестой и седьмой опорой моста в Займище. Дорожники утверждают, что сегодня мостовики мусорить не будут — металл сейчас дорогой, чтобы топить его в реке.

Мы едем по временному мосту, который построили, чтобы вести работы на опорах. Здесь кипит жизнь, снуют вахтовые автобусы, самосвалы, строители в оранжевых касках. У нового моста будет 28 опор. Пролеты уже установили до 27-й.

По временному мосту мы добрались до 11 опоры. Дальше проезда нет: остальная часть реки оставлена для судоходства. Между опорами мостовики передвигаются на судне «Ваня Коммунист». До правого берега подать рукой. Там тоже идет работа.

М-12 готовятся сдать раньше срока: строители трудятся в три смены. На стройку съезжаются люди со всей России, которые трудятся в три смены и живут на базе в поселке Кирби. Дорожники заверяют: на объекте нет мигрантов, рабочими местами обеспечивают граждан страны. В том числе татарстанцев из сел Сокуры и Никольское.

Подпишитесь