«Криво рельсы проложить они и так могут»: что ждет общественный транспорт Казани

«Криво рельсы проложить они и так могут»: что ждет общественный транспорт Казани
«Криво рельсы проложить они и так могут»: что ждет общественный транспорт Казани
14 мая, 16:24ГородФото: Inkazan
Мэрия Казани утвердила Комплексную схему организации транспортного обслуживания населения до 2033 года. Чего ожидать от общественного транспорта города в ближайшие годы, поможет ли это решить существующие проблемы и почему эксперты требуют уволить отвечающих за это чиновников — в материале Inkazan.

Что есть: нехватка автобусов, горящие трамваи, короткое метро

В столице Татарстана есть одна линия метро, 58 автобусных, 11 троллейбусных и 6 трамвайных маршрутов. Мэрия города уверена, что в Казани существуют устойчивые транспортные связи, а плотность и разветвленность сети соответствует нормам. Интервал движения 91% троллейбусов и 60% автобусов не превышает 10 минут, о трамваях в документе ничего не сказано. Впрочем, часть горожан с такими выводами не согласна.

Действительно, автобусов не хватает: мощность автобусной сети в 2,2 раза меньше трамвайной и в 1,7 раза меньше троллейбусной. При этом на этот вид транспорта приходится 72% перевозок. Масло в огонь общественного недовольства нередко подливает Ассоциация автотранспортных предприятий (АТП) Татарстана. Теперь перевозчики коллективно требуют поднять цены на проезд, грозя продажей машин в регионы и их самовоспламенением.

На втором месте по числу пассажиров находится убыточный метрополитен — 11%, на третьем — троллейбусы, перевозящие 7% пассажиров. На четвертом — трамваи, 7%. МУП «Метроэлектротранс», заведующий всеми этими видами транспорта, планирует нарастить пассажиропоток. В то же время строительство второй ветки метро движется медленно — денег на это у города нет, а федеральный центр помогать не стремится, трамваи горят и сходят с рельсов.

По словам депутата Казгордумы Алексея Серова, метро — это очень дорогой инфраструктурный объект, стоимость которого складывается не только из строительства, но и из эксплуатации. В России только в Москве метрополитен окупается за счет своей провозной способности. Депутат убежден, что если бы суммы, потраченные на строительство метро, вложили в тот же самый трамвай, эффективность была бы гораздо выше.

Часы пик для городского транспорта — с 7 до 8 часов утра и с 16 до 18 часов вечера. Впрочем, не все жители города могут уехать на учебу и работу с утра. Они не раз жаловались, что попасть домой невозможно поздним вечером. Тяжело приходится жителям входящих в черту города поселков, которые жалуются на перебои с транспортом. Каково это — ждать автобус полчаса и не суметь выбраться на своей остановке, испытал на себе корреспондент Inkazan.

«Главные критерии оценки перевозчика — это общее количество жалоб: их нужно анализировать, разбивать по критериям и устранять. Если количество жалоб не снижается или растет, а чиновники говорят, что у нас транспорт работает хорошо, то это приговор не общественному транспорту, а тем чиновникам. Мы уже давно говорим, что Абдулхакова (Айдара, главу комитета по транспорту исполкома Казани — Inkazan) нужно уволить в первую очередь», — сказал Серов.

В целом городские власти характеризуют сеть общественного транспорта положительно. Однако в документе обозначен ряд проблем: дублирование маршрутов и практически отсутствие линий, подвозящих пассажиров к метро. Скоростной транспорт почти не развит: поездка на метро не существенно быстрее аналогичного путешествия над землей, а трамваи — за исключением маршрута № 5 — медленнее автобусов.

Не все остановки соответствуют требованиям и находятся в пешеходной доступности. По выделенным полосам до сих пор передвигаются частные авто, что замедляет движение общественного транспорта. Равно как и ДТП на оживленных магистралях. В документе все же отмечается, что поселки Казани активно строятся, поэтому люди тратят много времени на поездки домой. Решать проблему планируют развитием скоростного транспорта.

Фото:Inkazan

«Сколько бы мы красивых схем не рисовали, если у нас менеджмент организации занимается чем угодно, но не организовывает качественное трамвайное сообщение, то это все останется на бумаге. У нас есть развитые трамвайные пути, есть новый парк трамваев, но трамваи перевозят меньше людей, чем автобусы или троллейбусы. Где проблема? Наверное, в человеке, который этим руководит.

В первую очередь нужно уволить Галявова (Асфана, главу МУП «Метроэлектротранс» — Inkazan) и только потом реализовывать все работы», — считает Серов. Это не первый раз, когда депутат высказывает идею об увольнении руководителя МУПа. Кстати, Галявов занимает это кресло больше 16 лет — с 2004 года. Часть горожан с ним солидарна — такие мысли они высказывают в соцсетях после очередных ЧП с трамваями.

Алексей Серов (в центре)
Фото:Inkazan

Что делать: ускорение метро, объединение маршрутов

Городские власти представили три варианта развития транспортной сети. Все они предполагают рост скорости поездки на 17%, увеличение количества пассажиров до 27% и сокращение лишних маршрутов ради снижения расходов на эксплуатацию.

Вариант 1:

— сокращается интервал движения поездов метро;

— завершается капремонт трамвайных сетей, к 2033 году маршрут № 3 объединяется с маршрутом № 5, аналогичное слияние ждет маршруты № 1 и 2 к 2028 году;

— троллейбусные маршруты остаются без изменений;

— часть автобусных маршрутов продлевается, часть сокращается к 2023 году.

Вариант 2:

— сокращается интервал движения поездов метро;

— часть трамвайных маршрутов объединятся как в варианте № 1, к 2033 году добавляется линия от центрального ж/д вокзала до Осиново;

— троллейбусный маршрут № 2 движется по часовой стрелке, № 2а — против, линия № 13 закрывается к 2023 году;

— часть автобусных маршрутов продлевается, часть сокращается, некоторые закрываются насовсем с 2023 по 2028 годы.

Вариант 3:

— аналогичен варианту № 2 за исключением появления новой трамвайной ветки от улицы Халитова до Нового Аракчино к 2033 году

Мэрии Казани наиболее привлекательным кажется вариант № 2: при протяженности сети немногим более 1 тысячи км, число маршрутов будет минимальным — 64, единиц транспорта понадобится 656. Суточный пассажиропоток достигнет 740 тысяч человек.

Фото:Inkazan

Что касается выбора трамвая, как основного сред передвижения, по мнению Серова это правильная стратегия. Депутат заметил, что если трамвай правильно эксплуатируется, а его маршрут проложен верно, то этот вид транспорта имеет самую высокую провозную способность.

Серов убежден, что нужно расширять трамвайное сообщение, пускать транспорт в отдаленные районы, такие как ЖК «Салават Купере», Дербышки, территория за ДРКБ. К примеру, в Москве общественный транспорт ходит в Подмосковье. В Казани трамвай мог бы выполнять эту функцию.

По словам председателя Федерации автовладельцев России Дмитрия Золотова, власти сделали ставку на экономически выгодный транспорт: метро нужно еще прокопать, а «криво рельсы проложить они и так могут». Впрочем, в этом случае придется делать пешеходную инфраструктуру к остановкам.

Дмитрий Золотов
Фото:ВКонтакте

«Трамваями можно весь город завалить, но если он будет ходить не по расписанию, с заоблачными, постоянно растущими ценами, будет постоянно неисправен, люди на нем ездить не будут. Здесь не количество важно, а качество», — заявил эксперт.

Золотов добавил, что городские власти не могут справиться с существующим количеством рельсового транспорта. Его увеличение, по мнению эксперта, спровоцирует ряд проблем: «Он как ходил отвратительно, так и будет ходить, как горел, так и будет гореть. Не будет это работать так, как они хотят».

Казанские власти не раз заявляли о том, что намерены пересадить горожан на общественный транспорт. В этом году концепция поменялась: в столице Татарстана решили продвигать передвижение на самокатах и велосипедах. Действительно, шансы на то, что благодаря новой схеме организации транспорта казанцы начнут массово на нем передвигаться, хоть и есть, но весьма невелики.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter