Posted 16 октября 2019, 14:28
Published 16 октября 2019, 14:28
Modified 30 мая, 13:00
Updated 30 мая, 13:00
«Богом забытое место»
Улица Мостотряд-3 расположена между Жилплощадкой и поселком Осиново. Добраться туда можно только на одном автобусе. Магазинов, школ, больниц и поликлиник, и даже полицейского участка поблизости нет. За продуктами местные жители ежедневно отправляются на Жилплощадку. В двухэтажный кирпичный дом № 20, проведена холодная вода из водокачки предприятия Мостотряд-3, обанкротившегося несколько лет назад. Оттуда же в дома поступает электричество. Сейчас производственные помещения арендуют. По словам жителей этого поселка, арендаторы могут съехать уже в декабре этого года, потому что наличие коммуникаций окажется под большим вопросом. Сейчас жители дома № 20 называют свое жилище «Богом забытым местом».
От остановки общественного транспорта до Мостотряда-3 нужно пройти полтора километра по дороге вдоль старого завода ЖБИ, Асфальтного завода и других предприятий, перейдя железнодорожные пути два-три раза. В это время путь сопровождает жуткий гул, исходящий от огромного факела находящегося рядом «Оргсинтеза». Однако, по словам местных жителей, этот гул — ничто по сравнению с шумом, который исходит от ТЭЦ, когда там спускают давление. Тогда во время разговора собеседники могут не слышать диалог, находясь в метре друг от друга.
По пути в Мостотряд корреспонденту Inkazan (К) навстречу попалась женщина (Ж), которая шла с отломанной от дерева крупной веткой в руках. Диалог состоялся следующий:
Ж: Там собак дальше нет?
К: Не было, пока шел.
Ж: Это хорошо. А то их очень много здесь.
По левую сторону после ЖБИ появились кусты, в которых виднелись останки некогда жилых кирпичных домов. Сам поселок был построен в начале 70-х годов для работников предприятия «Мостостроительный трест № 3». Вскоре было создано ОАО «Волгомост». Местные рассказывают, что до конца 90-х годов организация строила многоквартирные дома в Казани и переселяла туда жителей бараков этого поселка. Потом строительство остановили, а оставшиеся жители были вынуждены выживать в бараках.
Удобств там нет и не было: уличный туалет, классическая деревенская колонка с водой, газовые баллоны под плитами, обычные печные трубы. Отличается от них только дом № 20. Там есть отопление, но вместо канализации — выгребная яма, которая постоянно переполняется. От сырости стены пошли плесенью, в квартирах грибок.
Бараки
В 2010 году бараки были переданы муниципалитету. Мостострой обанкротился, и за жителями рабочего поселка стала присматривать администрация Московского района Казани. С тех пор ни ремонта, ни нового жилья никому не предоставляли. Пока тепло «жить» можно, но с приходом холодов начинается бесконечная работа электроотопительных приборов и печных труб. Из-за этого людям приходят большие счета за электричество. Дома продолжали разрушаться. Где-то бараки поддерживали своими силами, где-то они просто распадались на гнилые доски и развалившиеся от сырости кирпичи. В 2013 году бараки признали аварийными, но в очередь на расселения их жители не попали.
В мае 2018 года в промышленной зоне в 100 метрах от бараков произошел крупный пожар. Горели цистерны с химикатами, которые используются для производства краски. Огонь был настолько мощным, что от жара в огородах высохли растения, а пластиковые предметы стали сминаться. Несколько жителей поселка тогда почувствовали серьезное недомогание. Один ребенок попал в больницу с химическим отравлением.
Дело с переселением сдвинулось с мертвой точки. Местные жители забили тревогу, на всех крышах домов появились большие надписи SOS, которые видно из космоса. Спустя год бараки наконец-то попали под программу переселения ветхого жилья. После судов, множества обращений, жильцам все-таки начали предоставлять жилье в ЖК «Салават Купере». Сейчас старые постройки практически пустуют. Днем многие их обитатели находятся на работе, в некоторых случаях жильцы живут на временно съемных квартирах. Расселить бараки городские власти пообещали до конца следующего года.
Единственный и не признанный
Местные жители успокоились и уже собирают вещи в ожидании скорого переезда, запланированного к 2020 году. Но остается один дом № 20, который аварийным не признают: три подъезда, два этажа, плоская крыша с надписью SOS — именно эту надпись видно из космоса. Там проживают 18 семей.
Жительница третьего подъезда Ильсияр Залялова рассказала корреспонденту Inkazan, что аварийности построек добивались сами жильцы. Никто не приезжал и не проводил комиссии. В дом № 20 людей переселили в 1996 году из тех же бараков. «В этом доме живут все, кто проработал с 1987 года на „Волгомост“. Некоторые работали там до последнего дня существования организации. В 2013 году у нас была перепрописка и передача городу», — говорит она.
Аварийными в 2013 году признали только бараки. «У нас есть централизованное отопление и холодная вода. Канализации нет. Подвалы все полные, крыша течет всегда, стены мокрые. Зимой мы сами всё очищаем. Там всё пробито, стены начинают рушиться, а дом дает трещины. Обои отклеиваются. Все находится в плачевном состоянии. Из подвала идет сильнейший запах», — рассказала Залялова.
Капитальный ремонт тут не делали никогда. В управляющей компании Московского района жильцам 20-го дома обещали сделать крышу. Но за несколько лет никто так и не приехал. На улице царит едкий запах химии. Все это смешивается с гулом ТЭЦ и «Оргсинтеза». В доме проживают четверо детей. Когда существовал «Мостотряд», к поселку подъезжал вахтовый автобус, который курсировал до школы и до Жилплощадки. Сейчас пропал и он. Остается только ездить на такси или ходить пешком полтора километра, но надо помнить про стаи собак.
Жильцы 20-го дома опасаются, что после расселения бараков начнется мародерство, будут поджоги. Они уже писали письма в мэрию: по словам посельчан, градоначальник Ильсур Метшин направил обращения в исполком Московского района. Сейчас там молчат. Inkazan направил запрос в администрацию города с просьбой прояснить ситуацию вокруг этого дома. На момент публикации материала ответ не поступил.
Депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев в беседе с корреспондентом Inkazan сообщил, что обращений о признании домов неаварийными поступает к нему много. В связи с этим он обратился к председателю Госсовета РТ Фариду Мухаметшину с требованием создать рабочую группу, которая будет заниматься этим вопросом. В ближайшее время она должна приступить к работе.
«Очевидно, что программа переселения из аварийного жилья не работает так как должна. Надеюсь, что удастся изменить нормативно-правовую базу, чтобы таких проблем больше не возникало», — сообщил он.
Прокофьев добавил, что сейчас с аварийным жильем существует три проблемы. Первая — это когда дома не признают непригодными для жилья, несмотря на ужасные условия проживания. Вторая — признают аварийными дома, которые таковыми не являются. Третья — людям взамен аварийного жилья предлагают жилища, которые по условиям не устраивают «переселенцев».