Posted 17 июня 2019,, 11:34

Published 17 июня 2019,, 11:34

Modified 17 апреля 2023,, 13:47

Updated 17 апреля 2023,, 13:47

Сносить нельзя восстановить: что происходит с комплексом Дворянского собрания

17 июня 2019, 11:34
Комплекс зданий Дворянского собрания уже 43 года является объектом культурного наследия. За это время он был расселен, горел и почти разрушился. За его восстановление взялась компания «Ак Барс Девелопмент». Несмотря на требования главы РТ Рустама Минниханова, инвестор работает «не так бодро, как хотелось бы».

Комплекс зданий Дворянского собрания, расположенный в ограниченном улицами Профсоюзная, Мусы Джалиля, Рахматуллина, Кави Наджми квартале, был построен в конце 18-го века. Здесь располагалась гостиница, в которой в свое время останавливался поэты Александр Пушкин и Евгений Боратынский, певец Федор Шаляпин.

После пожара в 1842 году в ее здание въехала судебная палата. В 20 веке оно стало жилым домом. В 1976 году комплекс был взят под государственную охрану и признан объектом культурного значения федерального значения без права передачи в частную собственность. В 2006 году он был расселен по программе ветхого жилья и пустовал.

В июне 2010 года здание Дворянского собрания загорелось. Пожару был присвоен третий уровень сложности из четырех возможных, тушение осложнялось перебоями в напоре воды. Огонь повредил деревянные перегородки постройки. Сообщалось, что причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем.

Помощник главы РТ Олеся Балтусова, которая должна курировать вопросы сохранения исторического наследия, заявила, что Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ) еще в 2013 году подготовил проект развития пешеходной зоны от Казанского федерального университета до Кремля, включающий Дворянское собрание.

Проект требовал больших инвестиций. Стоимость возрождения гостиницы Дворянского собрания с прилегающей территорией оценили в 1 млрд рублей. Восстановлением комплекса занималась компания «Ак Барс Девелопмент», однако остановила работы, сославшись на финансовый кризис. Комплекс, требующий срочных противоаварийных работ, продолжил разрушаться.

На первый их этап было выделено 8 млн рублей, на второй, включающий укрепление и стяжку стен, — 40 млн. Он должен был начаться в 2016 году. Инвестором выступил «Татфондбанк холдинг». По поручению главы РТ Рустама Минниханова до конца того года должен был быть найден соинвестор.

В октябре 2016 года на баннере перед воротами в комплекс было указано, что застройщиком является ООО «Прогресс», техническим заказчиком — ООО «Ак Барс Инжиниринг», а генподрядчиком — ООО «Ак Барс Строй». Работы на объекте не велись. В том же году краевед Леонид Абрамов заявил, что здание «приговорили к сносу». Балтусова это опровергла.

Зимой следующего года ситуацией заинтересовалась прокуратура Татарстана. В ходе проверки на фасаде Дворянского собрания были обнаружены трещины, отсутствие значительной части крыши и перекрытий. Директора компании-собственника здания «Прогресс» Гилию Харисову оштрафовали на 20 тысяч рублей

Тогда еще глава министерства культуры РТ Айрат Сибагатуллин получил предписание как руководитель ведомства, курирующего вопросы восстановление памятников архитектуры. В апреле 2017 года Минниханов дал министерству и «Ак Барс Девелопменту» месяц на то, чтобы найти решение по восстановлению комплекса.

Глава РТ заявил, что осматривает постройки уже в четвертый раз, однако еще не видел четкой концепции будущего Дворянского собрания. В то же время из-за отзыва лицензии у ПАО «Татфондбанк» объект остался без инвестора. Спустя три месяца Минниханову презентовали проект восстановления квартала, который был одобрен.

Он предполагал размещение на территории комплекса двух жилых резиденций — «качественного жилья» — и офисных помещений. Инвестором выступил «Ак Барс Девелопмент», разработчиком проекта — ООО «Студия Комплект». Однако даже наличие четкого плана объекта не привело к старту работ на объекте.

В конце 2018 года депутаты Госсовета РТ обратили внимание, что в республике не урегулирован порядок выплаты компенсации затрат компаниям, которые за свой счет восстанавливают объекты культурного наследия. По их мнению, решение этого вопроса позволило бы ускорить процесс восстановления аварийных объектов.

В Татарстане инвесторы по льготной цене выкупают исторические постройки. Однако зачастую памятники не восстанавливаются. Активнее искать инвесторов для их реставрации в декабре прошлого года призвал Минниханов, раскритиковавший руководителя комитета по охране объектов культурного наследия РТ Ивана Гущина.

«Поведение ваших работников такое, как будто вы Брестская крепость, а инвестор — какие-то фашисты, которые хотят что-то у нас отобрать. Я понимаю, что у вас есть должностные обязанности по сохранению исторических памятников. Но так работать с инвесторами нельзя: пусть лучше разрушится, но никому ни одного сантиметра не отдадим!», — заявил глава РТ.

В апреле этого года зампредседателя татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры Фарида Забирова заявила, что судьба комплекса Дворянского собрания зависит от инвестора.

Балтусова сказала, что проект восстановления комплекса и приспособления здания бывшей гостиницы под жилой дом согласован и прошел экспертизу. Ее результаты будут действовать в течение трех лет — за это время «Ак барс Девелопмент» должен завершить строительство. Балтусова, впрочем, признала, что инвестор действует «не так бодро, как хотелось бы».

В мае этого года Inkazan направил Балтусовой запрос с просьбой прокомментировать восстановление комплекса. На момент публикации материала ответ не поступил. На аналогичные вопросы не ответили в «Ак Барс Девелопменте» и мэрии Казани.

Как сообщили Inkazan в комитете по охране объектов культурного наследия РТ, созданном в июне 2018 года, в период с 2017 года по настоящее время в здании Дворянского собрания выполнены первоочередные противоаварийные работы: на центральной и боковой частях здания установлены контрфорсы, построена временная кровля.

Трещины в стенах залили — это также должно было повысить устойчивость конструкции. В оконные проемы в центральной части здания были вставлены деревянные рамы для усиления кирпичных перемычек. Также была частично выровнена планировочная отметка земли, а строительная площадка — ограждена.

Завершить противоаварийные работы предстоит до конца текущего года. В этот же срок, следует из ответа комитета, собственник должен получить все необходимые разрешения и начать ремонтно-реставрационные работы. По данным на начало текущего месяца, научно-проектная документация не была предоставлена в органы охраны памятников.

Согласно данным на паспорте объекта, генподрядчик — ООО ПСК «Ак Барс Строй» — имеет лицензию на проведение работ минкультуры РФ. Из данных открытых источников следует, что она выдана 9 ноября 2016 года бессрочно. Строительство было начато в третьем квартале 2017 года и должно завершиться в третьем квартале 2020-го.

«В соответствии с действующим законодательством определен пообъектный состав, утверждена территория. Снос объекта культурного наследия запрещен», — сообщили Inkazan в комитете. Сейчас комплекс обнесен забором, стоит будка с охранником. На окнах второго этажа установлены решетки, оконные проемы первого этажа открыты.

Inkazan связался с Виктором Киселевым, который на паспорте объекта указан в качестве руководителя работ. Однако он заявил, что уже не работает на территории Дворянского собрания. В ООО «Ак Барс Инжиниринг» Inkazan заявили, что существует установка на запрет на общение с журналистами.

По словам сотрудников компании, прокомментировать работы на объекте может заместитель директора компании Зарипов Тимур, либо руководитель проекта Альмир Ахметзянов.

В конце мая на территории комплекса находились рабочие, которые носили ведра и стучали молотками. Сегодня участок Дворянского собрания пустует — на нем нет даже следов строителей. Зато сложены бревна, которые могут стать частью укреплений рушащейся постройки или новыми перекрытиями — если работы по сохранению памятника все же начнутся.