Posted 22 ноября 2019, 15:18
Published 22 ноября 2019, 15:18
Modified 13 июня 2023, 13:49
Updated 13 июня 2023, 13:49
В 2009 году в Казани было зарегистрировано 270 тысяч автомобилей, официальных парковочных мест — в два раза меньше. В 2013 году — более 321 тысячи автомобилей. В этом году, по данным мэра Казани Ильсура Метшина, их число достигло 438 тысяч, по данным городского исполкома — 340.
Десять лет назад казанцы беспорядочно парковали автомобили не только во дворах, но и на тротуарах, в том числе — на пешеходной улице Баумана. В городе установили множество приборов «Паркон». Уже тогда горожане начали бороться с этим — скручивали номера или заклеивали их распечатанными чужими госзнаками.
Люди заявляли, что на сумму собранных штрафов можно было бы создать различные виды парковок. В 2011 году власти Казани анонсировали это решение. Они заявили, что платные парковки окупаются более восьми лет и предлагали бизнесменам, которые вложат средства в строительство, снижение налоговой нагрузки.
К Универсиаде началось активное строительство парковок — тогда власти анонсировали создание более 4,2 тысячи парковочных мест. В 2012 году выросли штрафы за неправильную парковку, а два года спустя город, сославшись на опыт Москвы, решил сделали стоянку в центре платной. В 2015 году запустили систему муниципальных парковок.
В том же году город потратил 1,6 млн рублей на исследование эффективности платных парковок. Число муниципальных парковочных мест год от года росло, составив более 4,3 тысячи в этом году. Увеличилась и стоимость стоянки. За девять месяцев 2019 года казанцев оштрафовали на 83 млн рублей за неоплату парковки.
Администрированием казанских парковок занимается созданное в 2014 году муниципальное казенное учреждение (МКУ) «Организатор городского парковочного пространства», подчиняющееся комитету земельных и имущественных отношений исполкома города. Директором структуры является Данил Фомин.
Как и десять лет назад, казанцы продолжают бороться со штрафами, однако новыми методами: теперь водители закрывают или скручивают номера. Это не только снижает собираемость штрафов, но и мешает честным автомобилистам — зачастую найти места на парковке, заполненными машинами без номеров, невозможно.
По словам замглавы комитета по транспорту исполкома Казани Марата Хисамутдинова, городские власти знают об этой проблеме — она актуальна не только для Татарстана, но и для всей страны. Город пытается бороться с неплательщиками совместно с ГИБДД, выписывая штрафы по VIN-номеру автомобиля. Однако не у всех машин он в свободном доступе.
В отделе пропаганды ГИБДД Казани Inkazan заявили, что за десять месяцев этого года за управление автомобилем с нечитаемыми номерами возбуждено 15 тысяч административных материалов, без номеров — девять тысяч. Стоянка без госзнаков не является нарушением законодательства.
«Мы обращались с предложениями в законодательные органы республики и Российской Федерации. Сейчас вопрос изучают в правительстве РФ», — рассказал Inkazan Хисамутдинов. Представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Золотов также заявил Inkazan, что это проблема — следствие «черных дыр» в законодательстве.
«Сколько времени прошло с начала введения платных парковок, и ничего не изменили, кроме как просто бесплатные парковки сделали платными. Получается, власти вообще никак не борются», — сказал он. Эксперт также сослался на опыт Москвы, напомнив, что в России еще не принят закон о продаже машин с номерами — сейчас водители могут 10 дней ездить без госзнаков.
Золотов считает, что через полгода-год ситуация с парковкой в Казани обострится — свободные места займут каршеринговые автомобили. «Здесь даже номера не надо скручивать. На каршеринге приехал, бросил, и занимайся своими делами», — сказал эксперт. По его словам, в Москве это проблема уже стоит достаточно остро.
Автоэксперт Игорь Можаретто заявил, что из-за пробелов в законодательстве каждый город изобретает свои методы. «В Москве по решению антитеррористической комиссии эти автомобили объявлены террористически опасными и эвакуируются. Автомобиль без номера — бог его знает, кто его владелец и что он тут стоит», — сказал он.
«Необходимо учесть, что Москва — это субъект федерации, и они решили этот вопрос на уровне субъекта. У нас эти полномочия у республики Татарстан. Мы со своей стороны направили обращение в Антитеррористическую комиссию республики, для рассмотрения на ближайшем заседании. Пока ждем рассмотрения», — сказал Хисамутдинов.
Можаретто считает, что все понимают, что это борьба в первую очередь не с угрозой терроризма, а с теми людьми, которые пытаются таким образом сэкономить. Хисамутдинов заявил, что из-за введения этой системы в Москве в десять раз сократилось число нарушений, в то время как в Казани осложнение ситуации может привести к обстановке, что была до ввода парковок.
Депутат Казгордумы Алексей Серов считает, что на проблему нужно смотреть глубже: городское парковочное пространство расширяется, выходя за пределы Вахитовского района. Стоимость парковки, по словам депутата, почти такая же, как в Москве, а уровень дохода людей — ниже. При этом альтернативы своему автомобилю нет.
Серов считает, что общественный транспорт работает плохо, не хватает перехватывающих парковок. Все вместе создает условия, при которых люди «вынуждены нарушать закон» потому что у них нет других вариантов, считает депутат. Сам проект создания муниципального паркинга «реализуется коряво», сказал он.
«Нет никаких альтернатив, нет внятной тарифной политики. У нас сейчас, и суббота платная и практически до ночи парковка платная. Изначально все сделано для того, чтобы заставить человека заплатить или за парковку, или штраф. У нас львиная доля поступлений идет именно от штрафов, а не за оплату парковочного места», — заявил Серов.
По его словам, городскими властями изначально была выбрана стратегия, которая сегодня доказывает свою неэффективность. А ввод штрафов за парковку без номеров не решит эту первопричину. Серов считает, что при этом власти не готовы к диалогу, а комитет по транспорту «не слышит людей».