Posted 22 ноября 2021,, 19:51

Published 22 ноября 2021,, 19:51

Modified 18 сентября 2022,, 14:25

Updated 18 сентября 2022,, 14:25

«Куарный» султанат: Как Казань пережила первый день с QR-кодами в транспорте

22 ноября 2021, 19:51
В Татарстане с 22 ноября в силу вступил QR-режим в общественном транспорте. Это понравилось далеко не всем, а некоторые жители Казани конфликтовали с кондукторами. Как в городе прошел первый день в новой реальности — в материале Inkazan.

С весны 2020 года в общественном транспорте Татарстана действует несменяемое правило — пассажиры и кондукторы в салоне должны носить защитные маски. Долгое время новые «ковидные» ограничения не касались общественного транспорта, но в ноябре 2021 года резко накипело.

Теперь у пассажиров будут требовать наличие QR-кодов о перенесенном коронавирусе, вакцинации от инфекции или медицинском отводе от прививки. Для последней категории граждан даже ввели отдельный код. Требование распространяется на всех граждан старше 18 лет, но подросткам порекомендовали носить с собой паспорт.

Реакция казанцев

С самого утра 22 ноября в социальных сетях начали появляться жалобы на QR-режим. Некоторые жители без заветных сертификатов заранее начали готовиться к этому дню и предложили объединяться в группы, чтобы вместе добираться до работы на машине. Тех людей без QR-кодов, кто решил попытать счастье и поехать на общественном транспорте, выгоняли.

Во многом из-за этого в Казани взлетели цены на такси. Минимальная стоимость заказа не опускалась ниже 200 рублей, а некоторым пришлось заплатить 500 рублей за поездку на работу по самому дешевому тарифу. Из-за повышенного спроса увеличилось время ожидания такси. Эти проблемы также коснулись и Набережных Челнов. «Яндекс» при этом опровергал все это.

Уже к 7:30 из казанских трамваев, троллейбусов и метро выгнали более 500 человек. Некоторые пассажиры дожидались полицию и жаловались на «незаконные просьбы» кондукторов. Последние, к слову, жаловались на неработающие телефоны, которые выдали для проверки QR-кодов у пассажиров.

В социальных сетях появлялось множество историй казанцев об их опыте поездки в новой «куарной» реальности. Пользователи сообщали, что из троллейбуса № 1 утром высадили подростка без QR-кода, но с паспортом, подтверждающим, что он еще несовершеннолетний. Параллельно были сообщения о том, что казанцы сами выгоняют горожан без кодов.

Предвестником «куарной» истерии был инцидент в автобусе маршрута № 43 вечером в воскресенье, 21 ноября. Тогда пассажир ударил кондукторшу, которая «спалила», что тот хотел оплатить за проезд чужим проездным. Молодой человек при этом отказался платить другим способом.

Сегодня же конфликтных ситуаций было немало, из-за чего кондукторы уже не хотят работать. Самым ярким примером оказался инцидент в автобусе маршрута № 31. Молодой человек, отказавшийся показать QR-код, после длительной беседы с водителем и кондуктором решил брызнуть в лицо последнему перцовым баллончиком. Сейчас правонарушителя ищет полиция.

Статистическая реакция

За первую половину дня в Казани в общественный транспорт не пустили более 1,5 тысячи казанцев. По словам представителей мэрии города, это 0,23% от общего числа перевозимых пассажиров. Статистики за весь день на данный момент нет. Всего на маршруты вышли 585 автобусов, 80 трамваев и 143 троллейбуса.

Параллельно с этим выяснилось, что в городе заблокировали транспортные карты почти 27 тысячам людям старше 60 лет, у которых нет QR-кодов. Это около 10% от общего числа пенсионеров, имеющих такую карту. При этом по ощущениям самих казанцев пассажиров в общественном транспорте стало значительно меньше.

Реакция перевозчиков

В МУП «Метроэлектротранс» заявили, что в течение дня очередей в метро не наблюдалось. При этом предприятию все еще не хватает контролеров — из необходимым 44 человек «Метроэлектротранс» нашел только 14. Рядом с рамками металлоискателей стоят по два сотрудника предприятия, а в час пик — по четыре человека. Но это не спасло метро от очередей.

Если в электрическом наземном транспорте все прошло относительно спокойно, то вот вся основная вакханалия пришлась на автобусы. Депутат Государственного совета Татарстана, директор казанского МУП «ПАТП № 2» Альберт Мухаметшин заявил, что ждал более сложные проблемы, хотя вопросы в любом случае остаются.

«За 2 недели мы уже занимались подготовкой с кондукторами и водительским составом именно по работе с QR-кодами. И они с пониманием к этому отнеслись, за что им огромное спасибо. Если кому-то нужно дать завтра выходной, то мы даем на завтра, чтобы пришли в себя, но все остальное нормально», — сказал он.

Несколько жестче высказался его коллега по автотранспортному бизнесу — директор МУП «ПАТП № 9» Ильдар Назыров. По его словам, у перевозчика есть проблема с деньгами — предприятию может не хватить средств даже на то, чтобы заправить автобусы на следующий день. По пассажиропотоку диспетчеры сравнивали 22 ноября с 1 января, когда на линию выходят 20-30% автобусов.

«Мы, наверно, и половину, что раньше выходило, не соберем. По данным на 17:00, от прошлой недели только 30% собрали. Если половину наберем, то для нас это победой будет. Главное — не обанкротиться. На субсидии и надежда наша, что нас поддержит президент. Это было бы идеальным вариантом, если бы авансом выплатили разницу по субсидиям», — сказал Назыров.

Реакция властей

Сдержаннее в выражениях были представители власти. Так, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что Кремль надеется на скорое решение связанных с введением QR-кодов в общественном транспорте. Он добавил, что подобные решения со стороны властей на начальном этапе не могут реализовываться без «определенных проблем».

Татарстанский оперативный штаб по борьбе с коронавирусом заявил, что свои горячие линии открыли министерство транспорта и дорожного хозяйства республики, а также министерство здравоохранения РТ. Туда можно позвонить и узнать насчет работы QR-кодов в общественном транспорте.

В оперштабе отметили, что по поручению главы Татарстана Рустама Минниханова перевозчикам передали устройства для считывания и распознания QR-кодов. Власти также получают информацию о фактах применения силы против экипажей общественного транспорта. Полиция же ведет работу по установлению правонарушителей.

"