«У нас руки трясутся»: чего боялись и как проверяли QR-коды кондукторы Казани

«У нас руки трясутся»: чего боялись и как проверяли QR-коды кондукторы Казани
«У нас руки трясутся»: чего боялись и как проверяли QR-коды кондукторы Казани
22 ноября, 15:54ГородФото: Inkazan
«Утро добрым не бывает», — подумали тысячи вакцинированных и имеющих медотводы казанцев, которые впервые сегодня протестировали систему QR-кодов в общественном транспорте. Но еще сложнее пришлось кондукторам и водителям.

Какие наставления они давали друг другу, почему их камеры не «видят» коды и о чем беспокоятся работники общественного транспорта — об этом корреспондент Inkazan узнал, проехавшись на автобусе, трамвае и поезде метро.

«Спрашивай только QR-коды!»: поездка в полупустом автобусе

На дверях автобуса людей встречает предупреждающий знак «Без QR-кода не входить!». А внутри — множество свободных мест, лишь 11 пассажиров и кондуктор, неторопливо проверяющий их «черные квадраты». Так выглядел довольно популярный маршрут № 37 в 9 утра. На проверку одного человека у кондуктора уходит полминуты. Только рядом с одним парнем женщина задерживается и раза четыре пытается считать картинку с телефона. Не получается.

Фото:Inkazan

Никто не конфликтует. Работникам этого автобуса повезло больше, чем их коллегам, которым сегодня утром сломали нос и брызнули в лицо перцовкой. Здесь лишь несколько бабушек недовольно вытаскивают из сумок файлы и папки с заветными распечатками и ворчат.

Фото:Inkazan

Водитель подзывает и отчитывает кондуктора: «Только по QR-кодам. Спрашивай только QR-коды! Просто карту нельзя». Женщина оправдывается: «Бабушки показывают пенсионный и [льготную транспортную] карту». Видимо, она имеет в виду, что непривитым и не имеющим медотвод пенсионерам временно заблокировали карты. То есть если валидатор считывает проездной, то и QR-код у пожилого пассажира имеется. Водитель настаивает: «Не надо».

«Мы выручку какую будем привозить? Ноль?»: поездка на трамвае

Трамваю № 1 пришлось около часа простоять пустым на остановке «Ж/д вокзал». Впрочем, днем пассажиров всегда мало, говорит кондуктор. Женщина, которой скоро исполнится 70 лет, всю жизнь проработала в общественным транспорте, но «коронавирусные» правила удивляют даже ее. Вчера для экипажей МУП «Метроэлектротранс» провели мастер-класс, но справиться с гаджетом и кодами все равно удается не всегда. «Где проходит, где не проходит», — подтверждает кондуктор. С похожей проблемой столкнулись и в других трамваях.

Пока вагон не тронулся, корреспондент помогает кондуктору протестировать программу еще раз, показывает, что нужно поместить QR-код в квадрат на экране смартфона. «У нас руки уже трясутся, наверно», — комментирует водительница, смотря на импровизированный мастер-класс.

«Там на столе-то [на уроке] не трясет. Поставил — он срабатывает сразу. А тут вагон трясет», — сетует кондуктор.

Заходит пожилая пассажирка и сразу же протягивает кошелек с вложенной транспортной картой. «Мне кошельки не нужны. Мне коды давайте. Потом билеты буду смотреть», — отвечает сотрудница МУПа.

«Код дам, дам, есть у меня», — живо заверяет женщина и достает распечатку сертификата вакцинации. Но неудача: оказалось, что из-за плохой камеры телефон не может считать распечатанный маленький и нечеткий QR-код, а тряска в вагоне точно не помогает делу. Вокруг специально купленного для проверок гаджета собрался «консилиум»: корреспондент пытался выровнять документ, кондуктор настраивал фокус камеры, а пожилая пассажирка давала советы, но телефон отказывался «видеть» квадрат. Из-за всей этой суеты обе чуть не забыли оплатить проезд.

«Народу много будет, я буду стоять по полчаса что ли проверять? Я не собираюсь по полчаса стоять! И это проверяйте, и билеты проверяйте. Мы что, все должны успеть? Нам делать тут нечего? Мы не устаем?», — задает кондуктор вопросы в воздух.

Тут до экипажа доходит слух о том, как сегодня утром пассажир напал на кондуктора. Это только добавляет переживаний: «Все взвинченные, все на нервах». Выходку казанца пожилая пассажирка комментирует лаконично: «Страна дураков».

Тем временем вагон начал заполняться людьми. Кто-то сам подходил с протянутым телефоном, другие спрашивали, точно ли нужен код. Один парень представился несовершеннолетним — детей и подростков пока не вакцинируют. Некоторые молодые люди брали в руки телефон кондуктора и помогали навести объектив на их код. «У вас плохая камера. Плохо ловит», — констатировал один из них.

Фото:Inkazan

Со временем обеспокоенность кондуктора нарастает: людей в трамвае мало, еще и с кодами нужно возиться, а ее зарплата зависит от выполнения плана. В прошлом месяце вышло 20 тысяч рублей. Кому-то приходится работать без выходных. Будут ли доплачивать за новые обязанности, собеседница не знает.

«В часы пик народу много с завода выйдет. Мы все равно не успеем. Нам или обилетить или с этими QR-кодами стоять. А как же мы будем обилечивать? А план нам как делать? Мы выручку какую будем привозить? Ноль?», — не переставала возмущаться женщина.

Подстраховывающая полиция: поездка в метро

В метро обходятся без длинных разговоров. На станции «Яшьлек» у рамок металлоискателя стоит девушка в сигнальной жилетке. Код считывается в мгновение. У турникетов сотрудницу «Метроэлектротранса» подстраховывают полицейский и еще один проверяющий. На платформе почти пусто.

Фото:Inkazan

Татарстан стал первым регионом, который ввел проверки QR-кодов в общественном транспорте. К полудню из электротранспорта высадили 786 человек, двоих забрала полиция. Федеральные власти уверяют, что распространить это правило на всю страну пока не планируется.

Но очевидно, что за реакцией в республике следят: сегодня сюжеты в казанских автобусах снимали российские СМИ, нововведение обсуждают федеральные Telegram-каналы. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что подобные решения не могут реализовываться без определенных проблем на первоначальном этапе. Реакцию рядовых горожан можно выразить словами кондуктора трамвая № 1: «Хоть бы это поскорее все закончилось».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter