Posted 23 октября 2019,, 15:32

Published 23 октября 2019,, 15:32

Modified 13 сентября 2022,, 07:22

Updated 13 сентября 2022,, 07:22

Снова стою одна: почему не все автобусы в Казани выходят на линию?

23 октября 2019, 15:32
В Казани пассажиры жалуются на долгое ожидание автобусов, особенно остро эта проблема стоит по утрам и поздним вечером. Перевозчики заявляют, что причина в нехватке водителей, которые не хотят работать за 57 тысяч рублей в месяц, и пугают дальнейшим ухудшением ситуации. Эксперты считают, что причины кроются в другом.

«Ни одного автобуса не проехало!»

На сайте «Народный контроль» есть десятки жалоб на городские автобусы. Казанцы заявляют, что не для всех районов выстроена удобная маршрутная сеть, автобусы ходят с большим интервалом, а вечерами невозможно уехать даже из центра города.

«После 21 часа невозможно добраться на общественном транспорте до поселка Мирный. До туда ходят 2 маршрута — номер 23 и 56. 4 октября и 12 октября столкнулась с тем, что стояла на остановке «Театр Камала! с 21 часа до 22:30, но ни одного автобуса не проехало!!!», — пишет Анна Г.

На заявку ответили: водительский состав маршрутов 23 и 56 вызван в отдел эксплуатации на разбор жалобы женщины. С ними провели инструктаж по правилам перевозок, а их работа взята под усиленный контроль. Правда, обращение все равно получило отрицательный отзыв от заявителя.

«Очень плохо ходят 63 и 71 автобусы. Вчера пыталась уехать домой на Космонавтов на 71 автобусе с остановки „Юнусовская площадь“. В 18:20 71 автобус проехал мимо, оставив людей под дождем. Пошла к театру Камала, ехала с 18:30 до 20:00 — столько времени заняла дорога до остановки „Космонавтов“. Требуем решения!», — написала Ирина Ю.

«Директора ломают голову, где взять деньги»

Когда решится транспортная проблема в городе — неизвестно. Пока ситуация обещает только накаляться. Так, в 2020 году вступает в силу постановление правительства, согласно которому на автобусах должны быть установлены тахографы — средства контроля режима труда и отдыха.

Сейчас на казанских предприятиях водитель выходит на маршрут в 5 утра и приезжает в гараж только в 10-11 часов вечера, имея короткий перерыв на обед. Следующий день — выходной. После вступления в силу нового постановления, такой график работы уже будет считаться нарушением законодательства.

«Средняя стоимость тахографа — 30 тысяч рублей, для предприятий только на их покупку нужно 24 миллиона. Сейчас директора ломают голову, где взять деньги. Помимо тахографов нужны карточки водителя, каждая их которых стоит порядка 1 тысячи рублей. В городе порядка 800 автобусов: напарник и водитель — это две карточки на автобус», — заявил глава Ассоциации автотранспортных предприятий (АТП) РТ Сергей Темляков.

Низкая зарплата — 57 тысяч рублей?

В ассоциации не хватает около 500 водителей и 700 кондукторов, со вступлением в силу нового закона понадобится еще больше сотрудников. «Не секрет, что водители перерабатывают, и если случаются какие-то форс-мажорные обстоятельства, кто-то заболел или еще что-то, то заменить этого водителя сейчас просто некем, автобус не выезжает на линию», — говорит Темляков.

Директор ПАТП № 4 Айрат Исхаков заявил, что на его предприятии работают 420 водителей, но этого количества не достаточно. Ежедневно из-за нехватки водителей в гаражах остаются в среднем 25 автобусов. Чтобы предприятие работало в полную силу, необходимо нанять еще 100 водителей и 200 кондукторов.

Но устраиваться на эту работу никто не хочет. По мнению Исхакова, основной причиной, почему люди не идут в водители, является низкая зарплата. Сегодня она составляет 57 тысяч рублей, что на 14 тысяч больше, чем средняя зарплата в Казани. Средняя зарплата кондуктора — 31 тысяча.

«Чтобы трудоустроить еще большее количество людей, нужно поднять заработную плату, но такой финансовой возможности нет. Все перевозчики находятся в убытках», — считает Исхаков. На вопрос, какой должна быть зарплата, чтобы люди захотели стать водителями автобуса, он не ответил.

Сейчас заработок водителей состоит из базовой ставки и дополнительных начислений, которые зависят от показателей регулярности, безаварийности и культуры общения.

Повысить зарплату или отказаться от кондукторов?

Чтобы найти работников ПАТП расклеивают объявления с приглашением на работу в салонах автобусов, дают объявления в СМИ и даже ищут водителей в соседних городах, но толку от этого пока мало. Выходом из сложившейся ситуации перевозчики видят полную компенсацию стоимости билета льготников от властей Казани.

18 рублей, которые им компенсирует город, транспортники предлагают увеличить до полной суммы в 27 рублей. Для этого в бюджете необходимо заложить еще 900 млн рублей. Средний процент льготников, которых перевозят транспортники, составляет 36,6%.

Отказаться от работы кондукторов, а вместо этого установить в салонах автобусов турникеты по примеру Москвы, предприятия пока не готовы. Среди директоров транспортных предприятий эта тема не обсуждается. Исхаков уверен: отсутствие контролеров приведет к большому количеству «зайцев».

О повышении цен на проезд перевозчики заговорили меньше чем через год после последнего изменения тарифа. Сейчас билет в автобусе стоит 27 рублей, в сентябре транспортники заявили, что этого недостаточно: чтобы им «оставаться на плаву» проезд по городу должен стоить минимум 31 рубль за безнал и 40 за наличные. После того, как поднялся этот вопрос, эксперты Inkazan заявили, что если перевозчики не могут работать на рынке, они должны уходить. Сегодня эта тема уже не поднимается. «Мы не просим каких-то дополнительных средств, мы просим деньги за проделанную работу», — говорит Темляков.

По словам главы АТП, в 2018 году Татарстан по финансированию на общественный транспорт занимал 11 место в России, даже в Самаре и Нижнем Новгороде на организацию общественных перевозок выделяется больше денег.

«Ни о каких 57 тысячах и речи не идет»

Депутат Казгордумы Алексей Серов заявил, что работа водителем автобуса не такая радужная, как ее описывают перевозчики.

«У меня есть знакомый, который работал водном из АТП. И я могу судить по его примеру. Во-первых, эта работа без выходных, с 5 утра до позднего вечера, плюс в обязанности водителя входит и мойка автомобиля. Ты закончил в 11 часов, тебя вахта отвезла, и в 5 утра ты должен быть уже на работе — там нет никакого МРОТ. Ни о каких 57 тысячах и речи не идет, от силы чуть больше 35», — заявил Inkazan Серов.

По словам депутата, он, как член комиссии по бюджету, направил письмо на имя председателя комиссии по бюджету. И уже с комиссией они направили письмо в управление транспорта города, чтобы они предоставили всю экономику предприятия. Серов отмечает, что проблема не только в зарплате, но и в соблюдении норм выработки, трудового законодательства и человеческого отношения к людям.

«Гастарбайтеры выгодны работодателю, у нас на ряде предприятий общежития стоят. Это абсолютно бесправные люди, которые посчитают за счастье работать здесь за любые деньги и в тех условиях, в которых они вынуждены работать, так как на родине у них нет и этого», — считает он.

По словам депутата, если бы зарплата у водителей была реально 57 тысяч рублей, с учетом соблюдения норм трудового законодательства, то это был бы вполне конкурентоспособный уровень оплаты труда.