Posted 26 сентября 2019, 12:30

Published 26 сентября 2019, 12:30

Modified 20 августа, 15:30

Updated 20 августа, 15:30

Метробусы в Казани: альтернатива «подземке» и основные проблемы

26 сентября 2019, 12:30
Во время очередного обсуждения генплана Казани председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков заявил о том, что в столице РТ в будущем появятся метробусы – скоростной общественный транспорт, едущий по выделенной полосе. Inkazan узнал у экспертов, насколько это реально и что будет с обычными автобусами.

К 2040 году в Казани планируется ввести три варианта движения метробусов: М1 «Дербышки – вокзал Казань-1», М2 «Вокзал Казань-1 – улица Гаврилова» и М3 «Вокзал Казань-1 – Лесной городок». По словам Абдулхакова, для этого будут построены специально выделенные полосы без линий разрывов, на которые не сможет попасть ни один другой участник дорожного движения. Кроме того, планируется организовать перекрестки такими светофорами, которые, работая в спецрежиме, обеспечат комфортную работу метробусов.

Подвижной состав нового для Казани вида общественного транспорта будет вмещать до 300 пассажиров. Абдулхаков заявил, что в час метробусы будут перевозить 8 тысяч человек.

Завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) Александр Дембич в беседе с корреспондентом Inkazan сообщил, что в условиях дорогого строительства метро новый вид общественного транспорта является самым правильным выходом.

«Я думаю, что полоса будет выделена для них, как сейчас выделена полоса для автобусов. У них будет мало остановок и большие перегоны, как в метро. Они обеспечены подвозящим транспортом. Возможно будут какие-то «затычки», но над этим надо думать, сделать объездные пути или пустить одностороннее движение где-то», - сказал он.

Дембич также отметил, что по сравнению со стоимостью строительства метро пуск метробусов во много раз дешевле. Кроме того, если будет построено внутригородское железнодорожное кольцо, то в совокупности с метробусами это станет хорошей альтернативой.

«Метро у нас строится – одна станция в два-три года. Пока его достроят – закончится 21 век. От метро надо переходить на железнодорожное кольцо. Хотя там тоже есть проблемы, там надо снимать транзитный транспорт. Метро, конечно, не плохо, это не уличный транспорт. Можно было использовать вариант подвесного общественного транспорта. Это дешевле раз в 5», - добавил он.

При этом, по словам представителя Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрия Золотова, вводить метробусы в город бессмысленно. Если за них будут отвечать пассажирские автотранспортные предприятия, то ситуация с общественным транспортом не изменится, говорит он.

«Кто будет осуществлять перевозки? Если те, кто занимается перевозками в городских автобусах, то ничего не изменится. У нас инфраструктура города не предназначена для большого потока машин. Выделять полосу для метробусов – значит ущемлять в движении других. У нас выделены автобусные полосы, выделять что-то еще просто негде», - заявил Золотов.

Он добавил, что в Казани центр города узкий. В центре города на каждом перекрестке светофор, и, соответственно, метробус будет стоять на каждом из них.

«Они будут стоять в общем потоке. Чем они будут отличаться от обычных автобусов? У них уже есть выделенная полоса. Автобусы у нас ходят отвратительно. Они ходят с огромным интервалом, если один сломается, то на линию запасных нет. Они все полуразрушенные, даже новые. Это говорит о плохом обслуживании. Любой транспорт у них будет такой же», - сказал он.

По его словам, в Казани много новых трамваев, которые пересекают практически весь город по выделенной линии, по которым больше никто не едет.

«Они не забиты людьми. Их скорость ниже, чем у автомобилей и автобусов. То же самое будет с метробусами, они будут ломаться, они будут стоять, будут ездить медленно. Мы просто меняем один общественный транспорт на другой и называем его другим именем», - добавил Золотов.

Представитель ФАР отметил, что прогноз по огромному пассажиропотоку, о котором заявили в исполкоме Казани, бессмысленен. В качестве примера он привел электробусы в Москве, которые, согласно статистике, перевезли меньше людей, чем автобусы и трамваи.

В ходе обсуждения генплана города в исполкоме заявили, что внедрение метробусов уменьшит количество городского общественного транспорта. В первую очередь могут пострадать автотранспортные предприятия (АТП и ПАТП). Тогда могут снять с линии маршруты, совпадающие с движением метробусов. Однако глава Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана Сергей Темляков заявил Inkazan, что руководство АТП не заглядывает так далеко в будущее. У предприятий и сейчас хватает проблем.

«Все перевозчики Казани сейчас находятся в трудном финансовом положении. Одни на грани банкротства, у других хотят забрать автобусы. Кому-то уже прислали требования погасить задолженность перед поставщиками топлива. Сейчас мы буквально существуем за счет этих поставщиков», - заявил он.

Метробусы используются во многих странах мира. Больше всего их в Латинской Америке. Однако там построены широкие многополосные дороги, движение метробусов осуществляется с минимальным интервалом. На данный момент неизвестно, кто будет отвечать за них в Казани и возможно ли построить выделенную полосу в центре города, не разрушая дома и другие объекты.

Подпишитесь