Posted 26 сентября 2020, 05:00
Published 26 сентября 2020, 05:00
Modified 18 сентября 2022, 10:50
Updated 18 сентября 2022, 10:50
Татарстан и Казань в частности считаются одними из лидеров по организации «доступной среды». Еще в 2016 году на сайте мэрии столицы республики появилась информация о том, что регион занял третье место по реализации соответствующей программы. Но из года в год, несмотря на, казалось бы, накопленный опыт, при организации пространства для людей с ОВЗ допускаются одни и те же ошибки.
В Республиканской специальной библиотеке для слепых и слабовидящих сотрудники разработали курс, который направлен на людей с ОВЗ по зрению и призван помочь им ориентироваться в общественном транспорте Казани — в первую очередь в метро. Однако при его проведении педагоги то и дело сталкиваются с различными ошибками и недочетами.
«Почему так происходит? Потому что с нами, с незрячими, не советуются. Потому что они, когда что-то делают и когда принимают объект, с нами не советуются и ставят так, как для них ''красиво''», — сказал тифлопедагог Марсель Гайфуллин.
Эксперт-инспектор по безбарьерной среде в Казани категории С Эдуард Ибрагимов заявил Inkazan, что ему не нравится термин «доступная среда». Термин «среда» он сравнил с ареалом обитания животных, которые не выходят за его пределы. Он предпочитает использовать европейский термин «универсальный дизайн».
По мнению эксперта, некоторые объекты, которые используются в «доступной среде», также помогают и людям без ВОЗ. Например, пандусами пользуются пожилые, а желтые круги на витринах в торговых центрах помогают заметить стекло даже зрячим. В своей практике Ибрагимов постоянно замечает различные нарушения в Казани.
«Отсутствие предупреждающей плитки у проезжей части, избыточно много плитки, неправильно кладется плитка, которая путает незрячих людей. Заявлена была доступность общественного транспорта Казани, повесили много динамиков на автобусах. Столько денег потратили на эту систему озвучки, а она не работает. Это нарушение руководителями автотранспортных предприятий. Заявленный в доступности транспорт, по сути, является недоступным», — рассказал Ибрагимов.
Также встречаются ситуации, когда у строителей остается слишком много направляющей плитки желтого цвета, и они размещают ее необдуманно. Из-за этого, по словам эксперта, незрячим людям приходится плутать и «наворачивать круги».
Мы прошли с экспертом буквально 200 метров, чтобы оценить, как на конкретном участке организована «доступная среда». По словам Ибрагимова, в центре города, рядом с театром имени Камала и около железнодорожного вокзала, она организована так, словно людям с ОВЗ только там и стоит прогуливаться.
От библиотеки мы пошли в сторону улицы Восстания. Первая же проблема — выезд со двора, который пересекает пешеходную зону. Дорога здесь абсолютно прямая: без бордюров и других ограничителей. То есть, пешеходная зона выходит прямо на проезжую часть. И человек с ОВЗ по зрению рискует оказаться под колесами машины.
Затем мы прошли вдоль установленного еще в советские годы забора, окрашенного в желтый цвет — он служит ориентиром для людей с ОВЗ по зрению. Однако далее на нашем пути расположились женщины, которые торговали выращенными на огороде продуктами. Естественно, инвалид по зрению заметить их не может.
Для людей с ОВЗ «доступная среда» бывает непрерывной, когда выйдя из дома он может добраться до необходимого места самостоятельно, и «островной», когда при выходе из того же метро инвалид может руководствоваться установленными специальными объектами, но они существуют только около входа.
Тем не менее, есть в городе и такие объекты, при строительстве или ремонте которых привлекались эксперты, в том числе и собеседник Inkazan. По заверениям Ибрагимова, среда в них действительно доступная.
«Системной работы в Казани по обеспечению доступности нет. Мы с 2011 года предлагаем включать людей с инвалидностью в проектные группы, комиссии и прочее. У нас в инициативной группе „Город без преград“ есть люди, которые прекрасно разбираются в доступности, могут приехать на коляске или прийти и объяснить, как нужно все сделать. Но их готовность, опыт и экспертиза не востребованы», — сказал координатор группы «Город без преград» Искандер Ясавеев.
Редакция Inkazan направила запрос в мэрию Казани чтобы узнать мнение властей об организации в городе «безбарьерной среды». Однако на момент публикации ответ так и не поступил.
Главная проблема в организации «доступной среды» в городе связана с тем, что ее делают те, кто не будет ею пользоваться, руководствуясь исключительно нормативами и документами, а также представлениями о «красоте». А как это будет воспринято самими людьми с ОВЗ — другой вопрос. Но практика показывает, что город еще далек от тех показателей, которые заявляет еще с 2016 года.