Posted 28 мая 2019,, 16:32

Published 28 мая 2019,, 16:32

Modified 12 сентября 2022,, 03:25

Updated 12 сентября 2022,, 03:25

Разбудили бога войны — архитекторы об уничтожении Арских казарм

28 мая 2019, 16:32
Шесть дней назад были полностью уничтожены здания на территории Октябрьского городка в Казани. Архитектор КГАСУ Ирина Карпова на своих страницах в соцсетях прокомментировала снос исторических домов, а главный архитектор проектов центра разработок генплана Казани Сергей Саначин потребовал от Ивана Гущина ответов.

Карпова (в соцсетях — Ирина Карр) в своем сообщении рассказала историю того, как отстаивали корпуса Артиллерийского училища. По ее словам, с 2011 года тогда было официальное обращение от управления архитектуры и градостроительства в адрес минкульта РТ о постановке на охрану зданий Октябрьского городка.

«Меня заинтересовала эта тема, я направила студентов реставраторов КГАСУ на фиксацию и исследование объектов», — пишет она. Тогда же один из студентов представил дипломный проект о научно-реставрационном обосновании по комплексу Октябрьского городка. Был разработан план, проект зон охраны, выполнена паспортизация объектов и так далее. Это был уже 2014 год. Зданий на территории артучилища было около 50. Из них — 6 превратились в руины, а 37 гектаров земли отдали под новое строительство. В том же году ректор КГАСУ и кафедра реставрации вуза направил в минкульт РТ очередное письмо о постановке на охрану.

Далее Карпова пишет, что совместно с минкультом и «Унистроем» (компания, которая застраивает территорию Октябрьского городка) были переговоры и совещания.

«Последнее совещание помню под лозунгом „оставьте хотя бы одно“, у вас же здесь по проекту парковка, сквер, ну потеряете 10-15 машиномест», — сообщила Карпова.

В минобороне РФ тогда заявили, что дома не принадлежат ведомству с 2011 года. В 2019 году Комитет по охране объектов культурного наследия (ОКН), возглавляемый Гущиным, остановил снос. «Не поверите, а я поверила!», — пишет архитектор.

«Тысяча двести голосов петиции, обращенной президенту и еще пятьсот и триста в сумме всех петиций не были услышаны нашей властью на протяжении 8 лет обращений, в рамках закона. Комитет по охране РТ (ОКН) — вообще поначалу не понял куда влез, а когда — „изучил“ и вынес вердикт „об отсутствии оснований для включения данных объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия“», — вспоминает она.

В конце сообщения Карпова заявила, что объекты нужно и можно было спасать. «22 мая 2019 года в Казани, мне кажется разбудили бога войны, без объявлений… нам объявили. То, что нам дорого и что мы пытались 8 лет отстоять, разными способами для них не имеет значения», — написала женщина.

Репост записи сделала помощник главы РТ Олеся Балтусова. Она курирует вопросы сохранения ОКН. Балтусова заявила, что полностью согласна с архитектором и воспринимает снос казарм также с болью, эмоциями и гневом. Однако, когда начали сносить военторг и детсад у кирпичных домов в январе 2018 года Балтусова ни слова не сказала о вопросе сохранения Октябрьского городка. В интервью одному из изданий она подробно рассказывала о реставрации зданий, которые имеют статус исторических памятников. Например, она сообщила о процессе ремонта гостиницы Дворянского собрания и дома Михляева.

Утрата исторической среды, говорила она, является «самой большой опасностью». Но ни слова она не сказала о сносе зданий на территории артучилища. Сейчас, после сноса, когда на территории Арских казарм остались только горы кирпичей, Балтусова говорит, что не стоит опускать руки, ведь в Казани множество объектов «реставрируются».

«Бог войны властвует и разделяет нас сейчас. К сожалению», — заявила она, в ответ Карповой, сказав, что нужно объединится и закончить все проекты по реставрации.

Главный архитектор проектов центра разработок генплана Казани Сергей Саначин написал обращение Гущину с просьбой раскрыть все карты проверок, которые комитет (ОКН) проводил.

«Как члену научно-методического совета при управлении госконтроля охраны памятников истории и культуры министерства культуры РТ упраздненного, в связи передачи функции охраны наследия в руководимый вами комитет, мне интересно узнать от вас: кто представлял рабочую группу по изучению вопроса судьбы Арских казарм? Как мотивировалось решение рабочей группы и комитета по отклонению включения оставшихся двух казарм в перечень выявленных объектов культурного наследия?», — написал Саначин.

Во время сноса первого из трех последних домов Гущин смог приостановить их уничтожение. Однако продлилось это совсем не долго. Вскоре спецтехника до кирпича (фасад из которого так хотели сохранить застройщики) разобрала оставшиеся два дома. При этом произошло это в день, когда Гущин активно принимал участие в Архитектурном форуме в Казанском Кремле и «Корстоне». И там он отказался комментировать снос Арских казарм, сказав, что уже есть ответ от комитета, где сказано, что минкульт не признал дома объектами культурного наследия и не нашел даже признаков этого. Дома были построены период с 1903 по 1911 года. Им было 116 лет.

"