Большие планы и «горячие точки»: во что Татарстан вложил миллиарды в 2020-м

Большие планы и «горячие точки»: во что Татарстан вложил миллиарды в 2020-м

29 декабря 2020, 12:30ГородPhoto: коллаж Inkazan
Несмотря на экономические сложности, 2020 год стал для Татарстана временем инфраструктурных преображений и градостроительных планов. О наиболее значимых событиях в этой сфере — в итогах года от Inkazan.

Документы и планы города

Генплан Казани разрабатывали с 2014 года и приняли в феврале 2020-го, хотя протесты жителей продолжались до последнего. Проблему решала комиссия по урегулированию разногласий. Но документ остался без изменений, а мэр Казани Ильсур Метшин извинился перед теми, чье мнение не учли. Это не последнее обновление градостроительной документации: сейчас обсуждают проект правил землепользования и застройки.

Создание концепции «Центр Казани — устойчивое развитие» два года назад инициировал глава Татарстана Рустам Минниханов. Жителям обещают доступное жилье в центре города, автобусы на главных улицах, «точки роста» у Кремля, ЦУМа и ж/д вокзала. Готовый проект сначала представили Метшину — он заявил, что «судьба исторического центра Казани опасений не вызывает», — а потом журналистам.

Горожанам представили проект стратегии развития набережной Казанки. У реки должны появятся 12 парков и около 150 пешеходных маршрутов. Среди них — эко-набережная на территории Русско-немецкой Швейцарии, парк знаний у НКЦ и «Манзара» у парка аттракционов. Благодаря этому проекту город отказался от застройки Гавриловской рощи. Всего в Казани за год благоустроили 11 общественных пространств общей площадью 20,8 га.

«Генеральный план на самом деле должны были утвердить еще в 2018 году, а то, что его утвердили через 2 года после намеченных сроков… надо было раньше то делать. Конечно, дело непростое, но прошло 6 лет — это не слишком быстро. И потом, если говорить честно, хоть его и утвердили, в нем достаточно много сырых мест и недоработок. Если бы его принимали более придирчиво, то до сих пор так бы и не закончили. Что касается стратегии развития Казанки, то это все пока что только планы, реализации особой нет. Потому это трудно считать каким-то достижением, у нас было много разных планов, но далеко не все из них реализовывалось», Александр Дембич, завкафедрой градостроительства КГАСУ.

Александр Дембич
Photo:Бизнес Online

Фишман-Бекмамбетова и парки

К 100-летию ТАССР в Казани открыли скейт-парк «Урам», о котором долго просила молодежь: на 8 спортзон под мостом Миллениум потратили 367 млн рублей. Продолжением парка станет его крытая часть, которую оценили в 539,2 млн рублей. Министр спорта Татарстана Владимир Леонов заявил, что Казань может стать мировым скейт-центром. Парковку у парка, о судьбе которой переживали казанцы, до сих пор не открыли.

К юбилейной дате реконструировали НКЦ «Казань», ставший «Музейным комплексом города Казани». В него переехала нацбиблиотека, в здании строят книгохранилище — стоимость работ оценили в 205,9 млн рублей. В благоустройство территории вокруг здания вложат 185,76 млн. Проект, изначально «принадлежавший» минкультуры, курировала помощник главы Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова.

Она же рассказала, что руководитель Агентства инвестиционного развития Талия Минуллина, оговорив помощницу главы региона, «подарила» ей проект реконструкции набережной озера Кабан. Его вторую очередь открыли этим летом, однако работы продолжатся — в планах появление дендропарка и реконструкция моста по улице Назарбаева. На проект уже потратили 1,5 млрд рублей.

«Казань более-менее равномерно развивается, но, пожалуй, самым значимым событием в том году стало открытие набережной озера Кабан. Этим летом благоустройство берега было доведено до конца, и то стало заметным событием с точки зрения города. Конечно, не могу сказать, что все берега Кабана уже обустроены, но Нижний Кабан получил завершенную набережную с обоих берегов», Александр Дембич, завкафедрой градостроительства КГАСУ.

Наталия Фишман-Бекмамбетова
Photo:Inkazan

Дороги в Казани

Изменилось дорожное движение в центре города: предполагается, что на основных улицах сделают больше велодорожек и зеленых зон, некоторые улицы станут односторонними, появятся новые перекрестки и светофоры.

Долгожданным и крупным проектом стало строительство дороги-дублера Горьковского шоссе, о котором сообщили в феврале 2020-го. Она должна пройти от улицы Несмелова в Кировском районе до ЖК «Серебряный бор», а после соединиться с М-7.

Строительство оценили в 4,5 млрд рублей, однако проблемы начались еще при объявлении тендера. До сих пор неизвестно, соединится ли она с М7. Если нет, то проект станет не решением проблем жителей «Салават Купере», а прокладкой пути к очередному ЖК.

В марте началось строительство 2 этапа Большого Казанского кольца (БКК) от улицы Борисковской до Технической. Проект долгие годы оставался незавершенным из-за отсутствия финансирования, однако деньгами помог федеральный центр.

Стоимость дороги с трамвайными путями — теперь движение этого транспорта будет закольцовано — составила 2,6 млрд рублей. Маршрут открыт в тестовом режиме, полноценный запуск движения по БКК запланирован на 2021 год.

«Транспортное кольцо для города очень нужно — это однозначно, но его, если честно говорить, пока не сомкнули полностью. Особенно район Кировской дамбы и дальше, он не проработан как следует, а это самое большое место в том кольце»,Александр Дембич, завкафедрой градостроительства КГАСУ.

Photo:1Mi

Дороги из Казани

«Горячей точкой» протестной активности стали планы по строительству платной трассы из Москвы в Казань: проект курирует выходец из республики, вице-премьер России Марат Хуснуллин. Четырехполосная дорога с разрешенной скоростью до 150 км/ч должна протянуться по республике на 142 км. Стоимость строительства оценивают в 162 млрд рублей.

Трассировка дороги не устроила жителей ряда деревень, мимо или через которых должна пройти М-12. После того, как люди вышли на митинг, на уровне региона создали рабочую группу. Власти демонстрировали готовность к компромиссу, но часть жителей остались недовольны принятыми решениями.

Одной из основных болевых точек стало расположение моста через Волгу — части будущей трассы. Оно не устраивало ни рядовых граждан, ни экологов, однако глава минтранса Татарстана Фарит Ханифов заявил, что переносить его не будут. Строительство моста должно начаться в 2021 году, однако жители уверены, что оно уже идет.

В Татарстане реконструируют старый и строят новый мосты через Свиягу, располагающиеся на пути М-7. Контракт стоимостью 4,7 млрд рублей получила компания Аркадия Ротенберга — работы планируют завершить к 2023 году, в 2020-м на них потратили 1 млрд. Годом позднее планируют закончить реконструкцию дороги в аэропорт стоимостью 4,5 млрд рублей.

Photo:1Mi

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter