Posted 30 января 2017, 09:41
Published 30 января 2017, 09:41
Modified 12 сентября 2022, 03:55
Updated 12 сентября 2022, 03:55
В феврале 2016 года, через год после запуска системы платных муниципальных парковок, мэр Казани Ильсур Метшин объявил, что проект полностью себя окупил. По словам градоначальника, для этого потребовалось около девяти месяцев. Однако в подробности Метшин тогда вдаваться не стал.
Проект «Казанский паркинг» на сегодняшний день действительно приносит прибыль. Как выяснил Inkazan, с момента его запуска на платные парковки суммарно потрачено 69,17 миллиона рублей. Назад в бюджет от парковок вернулось 84 миллиона рублей.
Запуск самого первого этапа муниципального парковочного пространства обошелся городу в 36,47 миллиона рублей, но затем зона платной парковки расширялась. В 2016 году было дополнительно организовано 512 стояночных мест, на что было потрачено 3,2 миллиона рублей, сообщил исполком в ответ на запрос Inkazan.
Кроме того, в 2016 году власти Казани совместно с Глобальным экологическим фондом (проект ООН) запустили первую плоскостную парковку на 150 мест на улице Мулланура Вахитова. Ее стоимость составила 15,5 миллиона рублей, сказано в ответе исполкома.
Деньги тратились и на поддержание инфраструктуры, которая обеспечивает работу системы. Обустройством, текущим содержанием и ремонтом парковок занимается МКУ «Организатор городского парковочного пространства». В 2016 году из муниципального бюджета этой организации выделили 14 миллионов рублей. МКУ, по данным сайта закупок, в прошлом году требовались телефонная связь и интернет, до этого — мебель, бытовая техника и услуги по настройке паркоматов.
_____________________________________________________________________
Всего в Казани 57 участков платной парковки на 1708 мест, а в 2017 году, согласно постановлению исполкома, появится еще 15 участков на 302 места. Мэрия утверждает, что запуск системы муниципального паркинга помог улучшить ситуацию на дорогах. Данные с детекторов транспорта свидетельствуют об увеличении пропускной способности на основных городских магистралях на 18%. Средняя скорость движения увеличилась на пять километров в час, а время проезда по основным магистралям сократилось как минимум на пять-десять минут, сказано в ответе исполкома.
_____________________________________________________________________
Муниципальный паркинг в Казани был бы убыточным, если бы не штрафы, выписанные водителям за неоплаченную стоянку. По данным мэрии, за все время работы проекта сборы за парковку составили 35 миллионов рублей (из них 23 миллиона в 2016 году).
Зато штрафов за неоплату с момента запуска наложено более чем на 107 миллионов рублей (размер штрафа — 2,5 тысячи рублей). При этом реально оплачиваются далеко не все штрафы: по последним данным, в бюджет удалось мобилизовать только 49 миллионов рублей, то есть около 46% от начисленной суммы.
70 рублей в час
19 декабря прошлого года на заседании в мэрии глава комитета по транспорту Айдар Абдулхаков сообщил, что с 1 марта 2017-го стоимость парковки в центре Казани вырастет до 70 рублей в час. Повышать цену, объяснил он, приходится из-за слишком большой загрузки парковок на некоторых участках. При этом парковка на наименее загруженных участках, наоборот, подешевеет до 30 рублей.
Изменение цены и в том и в другом случае — рыночный механизм, заявляют в исполкоме. «В первом случае это направлено на ограничение спроса, что позволит стимулировать более высокую сменяемость транспортных средств и приведет к сокращению доли длительных поездок на легковом транспорте (прежде всего трудовых). Снижение тарифа до 30 рублей установлено аналогично минимальной стоимости в многоуровневых и подземных паркингах», — сказано в ответе Inkazan.
Решение повысить тариф власти принимали на основе данных постоянного мониторинга количества припаркованных автомобилей, длительности стоянки и изменения ситуации на дорогах. Как следует из ответа исполкома, основной критерий «правильной» стоимости — оборачиваемость парковочных мест и загрузка, которая не должна превышать 80-85%. Нынешний тариф в 50 рублей, утверждают чиновники, уже не всегда может удерживать загрузку на этом уровне.
По данным исполкома, сейчас на некоторых стоянках (улицы Театральная, Площадь Свободы, Профессора Нужина, Толстого) загрузка в определенное время достигает 95-100%. «Это тот уровень, когда водители вынуждены искать свободное место, создавая блуждающий трафик, и не найдя его, оставлять транспортное средство с нарушением ПДД, — говорят в мэрии. — Вместе с тем, существуют участки, где парковочные места имеют минимальную загрузку». Меньше всего загружены стоянки на улицах Галиаскара Камала, Худякова и Гаяза Исхаки.
При этом власти не исключают, что в будущем тарифы на парковку могут снова измениться — как в сторону повышения (если мониторинг покажет превышение загрузки в 85%), так и понижения (если загрузка снизится).
Загрузка парковок в Казани действительно избыточная, подтверждает региональный представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Рамиль Хайруллин. Ситуация обострилась, когда в сентябре 2016-го закрылся участок возле НКЦ «Казань» — с тех порт найти место в центре «трудновато», признает он.
Однако Хайруллин считает, что повышение «психологического» барьера в 50 рублей в час приведет не к тем последствиям, на которые рассчитывают власти. Загрузку это может не снизить, но оплачивать стоянку водители перестанут, беспокоится представитель ФАР.
По его словам, это наблюдается уже сейчас: «Я смотрю по программе — половина мест на парковке должна быть свободна. Приезжаю — мест нет: все стоят с заклеенными номерами», — говорит Хайруллин.