Метшин о новой маршрутной сети: «Все пожелания нельзя удовлетворить»

Метшин о новой маршрутной сети: «Все пожелания нельзя удовлетворить»

31 июля 2017, 16:41
Город
Photo: metshin.ru
Председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков анонсировал создание новой маршрутной сети общественного транспорта. Мэр города Ильсур Метшин посетовал на вал сообщений от казанцев и отметил, что не все из них удастся исполнить.

Существующая маршрутная сеть действует в Казани с 2007 года, после ликвидации маршруток и внедрения «красных автобусов». Ее разрабатывало санкт-петербургское ЗАО «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры». После этого в нее вносили небольшие изменения, в основном, благодаря Универсиаде. Новая структура понадобилась из-за массовой застройки спальных районов. Новая маршрутная сеть будет действовать до 2023 года. У исполкома Казани весной 2018 года истекают пятилетние контракты с городскими перевозчиками. Это стало еще одной причиной разработки новой сети маршрутов.

Из-за вступления в силу ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ», регулярные маршруты делятся на два вида: с регулируемым тарифом и нерегулируемым. В Казани работает вторая сеть, поэтому перевозчику предполагается выплата субсидий на возмещение затрат.

Конкурс на поиск подрядчика объявили в конце мая нынешнего года. Начальная цена контракта — 25,4 миллиона рублей. 13,4 миллиона из них выплачиваются из программы развития ООН (ПРООН), остальные средства — из татарстанского бюджета. Разработчика сети выбирали чиновники федерального Минтранса.

Из 7 заявок победило московское ОАО «НИИАТ». По словам Абдулхакова, институт не на много баллов отстал от конкурентов из Санкт-Петербурга. Также в конкурсе участвовал институт Иннополис. Заявки оценивали по по показателям квалификации, деловой репутации, опыта выполнения аналогичных работ, качественных характеристик. Претенденты должны были предложить варианты улучшения работы. У «НИИАТ»а есть опыт разработки сетей в Иваново и других городах, а также федеральной транспортной стратегии.

От подрядчика требуется уделить внимание обеспечению для пассажиров минимального числа пересадок при одной поездке и обеспечения эффективного использования подвижного состава. «Любая маршрутная сеть должна соответствовать реальному пассажиропотоку, как по размерам, так и по направлению», — заявил Абдулхаков.

«НИИАТ» будет либо разрабатывать абсолютно новую концепцию, либо изменять старую. «Другой [план] предусматривает создание нескольких вариантов эффективной сети в зависимости от уровня показателя качества, тарифов и объемов бюджетного субсидирования. По каждому из вариантов обеспечиваются расчеты и обоснования количества типов ТС, режимов их работы, расчетов объемов бюджетных средств для обеспечения функционирования маршрутной сети, в том числе — для сокращения транспортной дискриминации некоторых районов, расчет прогнозируемой работы транспортных объемов, доходности и себестоимости одного километра», — объяснил Абдулхаков.

Сеть будет создаваться за 5 месяцев. В этот срок входят анализ пассажиропотока, разработка стандартом транспортного обслуживания, прогноз развития системы транспорта до 2023 года и проработка других параметров. Сдать сеть планируется в декабре нынешнего года, затем проект ждет экспертиза.

По словам Абдулхакова, новый вариант маршрутной сети должен основываться на принципах формирования тарифной политики. «В зависимости от нее формирование маршрутной сети должно быть таким, чтобы она была экономически рациональна, и в то же время — несла минимальную нагрузку на бюджет и вместе с тем давала возможность перевозчикам работать. Какая из них будет принята во главу угла — мы планируем обсуждать с населением», — заявил он.

Абдулхаков сообщил о возможности внедрения новой функции транспортной карты, если будет учитываться не один пассажир, а километраж. Это означает, что проездной может действовать бесплатно в течение часа пересадки.

«Такую тарифную политику мы готовы были бы внедрить, если бы понимали, каким образом компенсировать затраты перевозчикам, которые за один и тот же тариф перевозят условно дважды или трижды. Допустим, ты сел, заплатил 25 рублей. Потом можешь пересесть и перевозчикам 12,5 рублей явно недостаточно. Новая тарифная политика подразумевает, что сегодня 220-ый закон диктует правила игры не в перевезенных пассажирах, а в выполненной транспортной работе в виде часа работы транспортного средства или километра пробега. Исходя из этих параметров рассчитать стоимость пробега, создать маршрутную сеть, которая бы окупала существующий пассажиропоток и позволяла бы нам сделать пассажиропоток таким, чтобы пассажир половину заплатив однажды и пересаживаясь в течение часа, не приносил перевозчику убытки», — объяснил Абдулхаков.

Размер государственных субсидий для перевозчиков в этой ситуации пока неизвестен, сообщил глава комитета. «Мы бы хотели иметь маршрутную сеть, которая не потребовала бы субсидий. Но вы же понимаете: это либо тариф, либо оптимизация маршрутной сети. Мы говорим о возможности разработки качества, стандартов исходя из которых примем решение совместно с жителями, депутатами и специалистами, условно, устраивает ли нас сегодня маршрутная сеть, которая существует? Да, она требует тарифа такого-то и бюджетной субсидии такой-то. Если мы хотим поменять частоту движения, качества обслуживания автобусов, скажем, с кондиционерами… Это тоже стандарт качества, он тянет на более высокую оценку, давайте примем его, обеспечим бюджетным субсидированием и будем такой маршрут», — сказал он.

Речь при разработке сети не идет о повышении цен на билеты. «Пока это не влечет за собой абсолютно ничего, цены на билет — такая структура, которая должна меняться ежегодно в зависимости от инфляции. Вы знаете, у нас опять в цене выросло дизтопливо и очень значительно, у нас дорожают запчасти и прочее и со всем этим необходимо повышать тарифы ежегодно. К маршрутной сети это никакого отношения не имеет», — заявил Абдулхаков.

Обсуждать сеть будут казанцы на транспортном сайте. Предложения можно направлять также в комитет по транспорту, на портал мэрии Казани или на «горячую линию». На транспортном сайте размесят анкету-опросник. Заполненные анкеты передадут «НИИАТ»у для изучения.

Метшин посетовал, что в его интернет-приемную поступает огромное количество предложений от горожан, касающиеся продления маршрутов, частоты их работы.

«Никого не должно пугать словосочетание «новая транспортная сеть». Это не что-то абсолютно новое. Просто город растет, развивается. Вырос «Салават Купере», «М-14». За 10 лет изменения в городе произошли и транспортная сеть должна по пожеланиям жителей поменяться. Но я еще раз говорю, ключевая фраза, основываясь на пожелания, которые были. Безусловно, надо отдавать себе отчет и мы должны быть честными, все пожелания не могут быть удовлетворены, потому что мы это проходили и не раз, поставьте поближе ко мне, к школе, к детсаду. Это большая работа с органами ГИБДД, другими заинтересованными организациями. Мы не можем на каждое пожелание ставить остановку, вопросы безопасности прежде всего. Но максимальное количество пожеланий я прошу учитывать», — заявил он.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter