Posted 9 января 2020, 14:04
Published 9 января 2020, 14:04
Modified 17 сентября 2022, 16:41
Updated 17 сентября 2022, 16:41
Сам художник в разговоре с Inkazan сообщил, что галерея также не стала экспонировать его работу «Нефть-матушка, газ-батюшка». По словам Ложкина, до Казани была выставка в Ярославле, там также несколько работ попросили не выставлять. В столице Татарстана в «запрещенных» в Ярославле картинах не увидели ничего плохого, зато нашли в других.
«Я не знаю, с чем это связано. У нас в каждом музее происходит такая ситуация, поэтому в этом нет ничего такого экстраординарного. Это какие-то внутренние дела. Может быть там подводные камни есть, я не знаю. Может быть что-то увидели такое, немножко провокационное, что, может быть, расстроит кого-то, напугает», — заявил Ложкин.
Художник рассказал, что в Новосибирске почти половину выставки попросили убрать в запасник. «Ничего ужасного» он в этом не видит. В Москве у Ложкина есть своя галерея, где автор размещает то, что хочет, а в гостях «поступают так, как решает руководство».
PR-менеджер Ложкина Ирина Лисовская пояснила, что подобное случается почти на каждой выставке. При этом объяснений после такого решения, как правило, не следует, что вызывает недоумение.
«Бывает дают какие-то пояснения, а бывает просто не дают: „Ну вот давайте не будем вот это вывешивать“. Странно, мы этого не понимаем, но это какие-то личные перестраховки, как мне кажется, как мы все думаем, самоцензура», — сказала Лисовская.
По ее мнению, площадки не хотят проблем, которые придумали в своих головах, а чаще всего такие ультимативные «пожелания» — личная прихоть директоров галерей. При этом независимые пространства не отказывают в экспонировании картин, чего не скажешь о государственных учреждениях.
«Я думаю, это просто перестраховка личная, нет никакого запрета ни на какие картины. В Казани не взяли работу „Нефть-матушка, газ-батюшка“ — пришли нефтяники, говорят: „А почему нет? Мы хотели посмотреть“. Мы не спорим на эту тему — нет так нет, ради бога», — заявила Лисовская.
Она напомнила про картину Ложкина «Великая прекрасная Россия», которая была признана экстремистской, однако впоследствии суд это решение отменил.
«Чаще всего эти люди уже не молодые, сталкивались неоднократно с какими-то, может быть, претензиями сверху, может быть, личный опыт им не позволяет, или создали такую картину мира, в которую не вписываются такие картины», — сообщила PR-менеджер.
Директор Галереи Васи Ложкина в Москве Михаил Афанасьев рассказал, что в госмузеях подобное происходит постоянно, несмотря на то, что есть надпись о допуске только совершеннолетних, наличие специальных перегородок, чтобы случайно не травмировать детей.
«Я думаю, вам никто об этом не скажет правду. У Васи есть такая картина „Не зассал!“, пионер стоит. Вот здесь зассали. Вот и все. Чиновники боятся, непонятно по каким причинам. „Газ-батюшка, нефть-матушка“ не повесили, какая логика может быть? Я думаю никакой вообще. Это только личностные предпочтения директора этого музея. Нам это тоже неведомо, по каким причинам они такие вещи вытворяют. Абсолютно безобидные картины», — заявил Афанасьев.
Логика в решениях руководства музеев не прослеживается, так как в разных городах не дают выставлять разные картины. Афанасьев считает, что директора опасаются, что высшие чиновники могут прийти на выставку и им что-либо не понравится. Директор галереи Ложкина полагает, что это можно назвать самоцензурой, поэтому команда художника уже не хочет вступать в полемику с площадками.
«Я спрашивал директоров, они говорят, что есть „кое-какие моменты“. Какие моменты? В чем проблема? Многие картины висят у сильных мира сего, а тем не менее они очень сильно боятся, переживают, как бы чего не вышло. Вот такая салтыковщина», — сказал Афанасьев.
Он заявил, что в будущем в таких местах, которые запрещают демонстрировать картины, работы Ложкина выставляться не будут. При этом с Афанасьевым связалась куратор выставки в Казани и попросила продлить экспозицию. Он также считает, что в музеи люди ходят не так часто, а посмотреть на работы Ложкина они готовы прийти.
«Они зарабатывают деньги, люди узнают, что у них в городах есть такие музеи, галереи, площадки. Что туда можно прийти, отдохнуть, посмотреть. А тем не менее снимают вещи и говорят, что нет, нельзя. Серьезно, невозможно это понять, по каким причинам, кроме как страха перед вышестоящим начальством», — заявил директор галереи Ложкина.
«Такая старая формация, знаете, поэтому мы в говне и живем, потому что вот они еще правят страной и переделать их невозможно. Хотя довольно-таки молодые люди. Но что поделаешь», — заключил Афанасьев.
В самой галерее современного искусства прокомментировать отказ выставлять картины Ложкина не смогли.