Posted 27 июня 2022,, 06:28

Published 27 июня 2022,, 06:28

Modified 18 сентября 2022,, 15:19

Updated 18 сентября 2022,, 15:19

Парящие танцоры и созданная шпорами музыка: чем удивили казанцев «моисеевцы»

27 июня 2022, 06:28
Как сделать из народного танца выступление с элементами балета и мистики? Ответ на этот вопрос знают артисты легендарного ансамбля имени Игоря Моисеева. Коллектив приехал в Казань на гастроли.

Женщины в летних и вечерних платьях, нарядные дети, мужчины в рубашках — несколько десятков человек собрались у Театра опера и балета имени Мусы Джалиля этим субботним вечером. За 15 минут у входа выстраивается большая очередь.

— Столько людей, — вздыхает дама.

— Наверно, из-за пандемии соскучились по концертам, — отвечает ее кавалер.

В репертуаре коллектива остаются номера, поставленные самим Моисеевым, хотя отца-основателя нет с нами с 2007 года. Например, «Яблочко», которое за рубежом теперь ассоциируется с русским народным танцем, похоже на синхронное плавание: только здесь два десятка моряков-танцоров не плавают, а пляшут — как один механизм. В благодарность — долгие и оглушительные овации.

В «Татарочке» казанцы не увидели привычных движений татарского народного танца. Но стоит отметить, что все номера — это авторская интерпретация народного достояния. «Татарочка» считается одним из самых сложных танцев «моисеевцев». Все дело во множестве мелких движений ногами, которые приходится оттачивать месяцами.

Шпагаты в воздухе, вращения вокруг свои оси и прочие пируэты — не единственное, чем порадовали артисты. Порой музыка создается прямо на сцене, самими же танцорами. Например, в адыгском танце «Тляпатет» девушки выстукивают ритм обувью на деревянной подошве, в честь которой и назван танец. В выступлении аргентинских пастухов «Гаучо» артисты отбивают такт шпорами и каблуками сапог.

В хореографической картине «Партизаны» персонажи — в отличие от других номеров здесь танцоры являются именно персонажами — будто плывут по горам. Их тела скрыты под громоздкими бурками с широкими надплечниками, отчего непонятно, касаются ли они вообще земли.

И вот антракт. Все разговоры о том, на чем же «парят» танцоры — на гироскутере, роликах, электросамокате? Танцоры добавили масла в огонь загадочности: они специально поплотнее укутывались в бурку и не показывали ноги. Оказалось, что это не чудеса технологии, а чудеса хореографии. Весь секрет в легком семенящем шаге, который придумал сам Моисеев.

Под конец концерта оживились дети: то и дело слышался их смех. Их развеселила нанайская народная игра «Борьба двух малышей». Двое с половину человеческого роста ставят друг другу подножки, переворачивают, толкаются, а во время передышки чешут ноги. И вот на пике борьбы обувь одного из «малышей» улетает назад, а на сцене выпрямляется танцор. Те двое боровшихся — это он. Настоящих малышей представление приводит в восторг, как, впрочем, и взрослых.

Концерт завершается овациями продолжительностью в несколько минут и криками «браво». Эти гастроли — особенные. Ансамбль отмечает свое 85-летие, с чем его поздравил генеральный спонсор коллектива Газпромбанк.

«Хочется поздравить любимых „моисеевцев“ с 85-летием. И пожелать им процветания и завоевания сердец зрителей всего мира. Мы рады видеть праздник, который всегда с нами. Поздравляем еще раз и хотим пожелать им всего самого хорошего: успеха и блистательных гастролей», — заявила представитель АО «Газпромбанк» Елена Фалькова.

"