Posted 1 февраля 2021,, 14:37

Published 1 февраля 2021,, 14:37

Modified 18 сентября 2022,, 11:21

Updated 18 сентября 2022,, 11:21

Как бизнесу сэкономить на безналичных платежах

1 февраля 2021, 14:37
Принимать безналичную оплату сегодня вынуждены все предприниматели, независимо от размера бизнеса: крупный ритейлер ли это или небольшой киоск у дома.

Расплачиваться за товары таким способом становится удобнее, и люди тратят деньги быстрее, чем им хотелось бы. Это подтверждает статистика: с 2011 по 2015 годы общая сумма покупок на планете увеличилась на 296 млрд долларов.

Но для малого бизнеса, которому и так всегда непросто, добавилась еще одна головная боль: комиссия за услуги эквайринга и приобретение необходимого оборудования. Как сэкономить сегодня на безналичных платежах? В этой статье эксперт МТС рассказывает о расчетах с покупателями в Системе быстрых платежей Банка России.

Почему малый бизнес начинает использовать безнал?

Во-первых, его просто вынуждают подключать эквайринг. 24 июля 2020 года Советом Федерации одобрен закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей». Уже сейчас порог минимальной годовой выручки торговых точек, при котором они обязаны предоставлять возможность безналичной оплаты и принимать для расчета карты «МИР», составляет 40 млн рублей в год. В 2021 году он уменьшится в 2 раза. Снижение пройдет поэтапно: с 1 марта — до 30 млн рублей, а уже с 1 июля — до 20 млн рублей.

Во-вторых, малый бизнес часто принимает такое решение самостоятельно, даже не дожидаясь требований. — никто не хочет терять клиентов. Согласно опросу ResearchMe, 60-70% жителей России расплачиваются картами, а к концу 2020 доля безнала превысит 70%.

Почем эквайринг для бизнеса?

Банки предоставляют услуги эквайринга за определенную комиссию, на которую влияют разные параметры, от региона до сферы деятельности. Ставка может зависеть от оборота — тогда она пересчитывается каждый месяц, а может быть фиксированной. Средняя ставка на рынке — примерно 2% от оборота.

Иногда расходы на эквайринг можно сократить. Если у вас есть расчетный счет в том же банке, комиссия может быть ниже. Кроме того, некоторые банки предоставляют эквайринговый терминал бесплатно или дают в аренду.

Даже при таких условиях у малого бизнеса увеличиваются расходы на комиссию и на техническое обслуживание. Ведь доля безналичной выручки в обороте растет. Вот наглядный пример:

В прошлом году оборот магазина в месяц был 5 000 000 рублей, оплата безналом 50% — платеж банку 50 000 рублей.

В текущем году оборот в месяц тот же, оплата безналом увеличилась до 70% — платеж банку уже 70 000 рублей.

Это ощутимые траты не только для малого бизнеса с неустойчивым оборотом, но и для стабильных компаний среднего звена.

СБП вам в помощь от государства

Какие только нововведения не обрушились на предпринимателей за последние несколько лет: маркировка товаров, обязательное использование онлайн-касс, а самое неприятное — отмена ЕНВД. Особенно сильно они бьют по бизнесменам-новичкам и маленьким магазинчикам. Приходится постоянно в чем-то разбираться, расходы на обслуживание своего бизнеса только растут.

Государство решило облегчить жизнь предпринимателей — с начала 2019 года в нашей стране заработала система быстрых платежей (СБП) с фиксированной комиссией 0,4-0,7%. Как это работает?

Теперь безналичную оплату в офлайн-магазинах можно осуществлять по QR-коду. Покупатель считывает код смартфоном и оплачивает покупку в онлайн-приложении своего банка. Одно условие — банк клиента и банк продавца должны быть подключены к сервису СБП. Полный список таких банков есть здесь (с пометкой «Оплата по QR»). На данный момент их около 30.

Как принимать платежи через СБП

Работа через СБП для обычных магазинов подразумевает несколько способов приема платежей с помощью QR-кода:

  • Многоразовый QR-код – распечатывается и вывешивается в кассовой зоне.
  • Если касс несколько, используется одноразовый код в мобильном приложении для смартфонов.
  • Код на дисплее онлайн-кассы или на чековой ленте.

Многоразовый QR-код генерирует и предоставляет банк при заключенном с ним договора эквайринга и подключении этого способа оплаты. Оплачивая товар, клиент сканирует код в специальном приложении на смартфоне, а кассир получает уведомление. У данного способа приема платежей есть нюанс- кассир должен точно понимать, какой клиент перевел деньги, чтобы сразу после получения уведомления на смартфон успеть закрыть чек на кассе. Представить, как это работает в точке с большим потоком людей, довольно трудно. Способ больше подходит для парикмахерских, хостелов, мини-маркетов, паркингов с невысокой проходимостью.

Для проведения платежей через мобильное приложение потребуется установить его на смартфон всем кассирам. При оплате на кассе сотрудник магазина формирует QR-код в приложении, покупатель сканирует этот код и оплачивает товар. Об успешном проведении платежа банк информирует в приложении. Далее кассир закрывает покупку на кассе и выбивает чек. Минус данного способа — для приема оплаты кассиру придется покупать смартфон или использовать личный, кроме того, сотрудник также должен параллельно работать и с онлайн-кассой.

Альтернативный вариант работы с СБП — через онлайн-кассу. В таком случае QR-код отображается на дисплее смарт-терминала кассы или на чековой ленте. Смартфон кассиру не потребуется. В этом случае касса должна поддерживать вывод QR-кода на экран.

Хотя платежи по QR-кодам уже давно внедрены в бизнес, не все кассы интегрированы с данным сервисом. И вот почему:

  • Онлайн-кассам и банкам не выгодна низкая комиссия.
  • Требуются затраты и время на интеграцию с каждым банком, подключенным к СБП.

Поэтому, часто для работы с СБП кассовые сервисы интегрируются только с одним банком. А это ограничивает предпринимателя в поиске банка для открытия счета. Но, возможно ситуация изменится: банки будут предлагать на выбор несколько вариантов работы с СБП — в приложении или в онлайн-кассах, а кассовые сервисы будут предлагать подключить платежи через СБП клиентам разных банков. По такому пути, например, пошла МТС Касса.

"