Posted 2 сентября 2019, 09:13

Published 2 сентября 2019, 09:13

Modified 17 сентября 2022, 16:20

Updated 17 сентября 2022, 16:20

«Они одержимо трудятся»: как государство поддерживает татарстанских фермеров

2 сентября 2019, 09:13
В Татарстане уделяют внимание развитию ферм, личных подсобных хозяйств. Сами фермеры не считают, что этого достаточно. Малые формы хозяйствования дают половину сельхозпродукции от произведенной в республике. А бюджетной поддержки, по некоторым данным, получают только в объеме 16%.

Сколько производят и сколько поддержки получают фермеры?

Татарстан показывает хорошие показатели по многим направлениям сельского хозяйства. Сейчас господдержка в основном оказывается крупным агрохолдингам — это подтверждено в стратегии развития пищевого кластера РТ на 2018-2021 годы.

При этом минсельхоз республики пытается дать дорогу небольшим фермам и личным подсобным хозяйствам: на сегодняшний день они производят половину объема сельхозпродукции республики. Ежегодно им выделяют 2 млрд рублей по 24 направлениям.

Меры включают в себя льготные кредиты, программу поддержки начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм, сельхозкоопераций, поддержку личных подсобных хозяйств.

Пропасть между объемами поддержки фермеров и агрохолдингов

Сами представители фермерства не соглашаются с тем, что им уделяется достаточно внимания. Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров заявил, что есть большая разница в бюджетной поддержке крупных хозяйств и малых форм хозяйствования, хотя ситуация меняется к лучшему.

«84% направляется в крупные по разным статьям расходов, а 16% остается у нас. Но в то же время мы производим более 53,7% валовой сельскохозяйственной продукции. Поэтому встает вопрос: куда лучше направлять бюджетные средства, где лучшая отдача, где лучшая эффективность?», — задался вопросом Байтемиров.

По данным ассоциации, бюджетные деньги эффективнее расходуют малые формы хозяйствования. «Если говорить экономическим языком, то с меньшими затратами фермерские хозяйства и крестьянские подворья, а сейчас уже и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, делают больше выручки, чем другие хозяйствующие субъекты», — добавил Байтемиров.

Малые формы хозяйствования не только производят свыше 50% продукции татарстанского АПК, но уже сами составляют больше половины аграрного комплекса. Это 4,6 тысячи фермерских хозяйств, 1,2 тысячи семейных ферм.

Большая часть господдержки уходит крупным хозяйствам, малым остается лишь 16% от всего объема. При этом они представляют половину АПК республики.

Проблемы получения господдержки

Глава семейного крестьянско-фермерского хозяйства Мурат Сиразин заявил, что не видит никакой поддержки со стороны государства.

«Даются (меры поддержки — Inkazan) только тем, кто блатной, например брат, сват, кум главы района, или просто бандитам. Например, сколько работаю в крестьянстве, мне даже землю не дают, понимаете? Земли у меня нет. Представляете, чтобы крестьянин, фермер был без земли?», — заявил Сиразин.

Несмотря на множество мер поддержки, фермеры не всегда активно ими пользуются, считают в министерстве сельского хозяйства РТ. Этой весной на еженедельном субботнем совещании министр Марат Ахметов обратил внимание на то, что субсидии осваиваются недостаточными темпами.

Например, к марту 2019 года на покупку удобрений истратили меньше половины запланированной суммы — 620 млн из 1,5 млрд рублей. Некоторые районы пассивно заявлялись на льготные кредиты на посевную — Альметьевский и Черемшанский район к тому времени подали в банки по 2-3 заявки.

Ахметов попросил руководителей хозяйств, фермеров проявить больше активности. «Ресурсы сами не придут. Тем более льготная процентная ставка не более 5% и лимитов пока у нас достаточно», — призвал министр.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев считает, что проблема не в фермерах, а в недостаточной поддержке. Во-первых, сама сумма очень невелика, во-вторых, она используется крайне неэффективно. Это показала прошлогодняя попытка ввести льготное кредитование для фермерских и малых хозяйств.

Фермеры могли получить деньги, но с условием, что они потратят их на что-то конкретное, например, на покупку оборудования. Агрохолдинги, у которых запас денег существенный, могут позволить себе взять такой кредит, а небольшие хозяйства такой гибкости не имеют.

«Фермеры готовы работать. Но малые хозяйства очень часто нуждаются в деньгах, и ему нужны деньги универсальные, чтобы они могли потратить что-то на водопровод, что-то — на подвод электричества, что-то — на покупку техники. А когда им диктуют: «Мы готовы выдать кредит, но его нужно обязательно использовать на покупку техники», купят они эту технику, а она у них стоять будет. А крупное хозяйство может себе это позволить, потому что у него деньги есть. Оно кредит использует на покупку техники, а остальные деньги на обеспечение водоотведения и так далее», — объяснил Корнев.

Еще один недостаток льготных кредитов назвал глава ассоциации фермеров: они неудобны тем, что их приходится долго ждать — фермеру легче накопить эти деньги.

«Прежде чем пользоваться этими кредитами, надо быть семи пядей во лбу. Фермеры предоставляют документы, и потом в течение месяца, двух-трех им говорят, что нужны эти, те документы. К этому времени уже спрос на эти средства не имеет смысла. Фермерские хозяйства в процессе своей хозяйственной деятельности это знают, и поэтому средства, которые необходимы для посевных работ, для проведения уборочных работ, откладывают, и у них эти деньги где-то хранятся», — разъяснил Байтемиров.

Административные барьеры, косность чиновников, непроработанные механизмы — все это приводит к тому, что большинство средний и малых сельскохозяйственных предприятий оказываются без государственной поддержки, выживают своими силами и в общем-то выживают с трудом.

Что делать?

По мнению Байтемирова, чтобы сдвинуть распределение господдержки с отметки 84/16 в пользу фермеров, аналитики, в том числе министерство экономики, должны сказать «свое веское слово». А сама господдержка должна быть систематизирована.

«Мы говорим о том, что необходимо поменять агроэкономическую политику в целом. Не единичные направления, а надо создать систему поддержки фермерских хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это сказано в майских указах», — сказал он.

Корнев уверен, что необходимо менять ситуацию, потому что России остро необходимы частники в сельхозпроизводстве. Сейчас страна отстает от мира в этом плане.

«Не просто нужно (поддерживать малые формы хозяйствования — Inkazan), а очень нужно, потому что крупные формы хозяйствования у нас и так широко представлены. Если посмотреть в целом по стране, то у нас 70% валового продукта производят предприятия с госучастием. Это критически много. Считается, то предельная норма — порядка 50%», — заявил аналитик.

Когда частников больше, это нормально, так как они реагируют более гибко, повышают конкуренцию, сказал Корнев. Конкуренция ведет к тому, что снижаются цены и поднимается качество.

Могут ли условия труда и уровень жизни на селе тормозить развитие сельского хозяйства? Глава минсельхоза РТ чуть ли не на каждом заседании, на котором обсуждается сельское хозяйство, обращает внимание на недостойную оплату труда в отрасли.

«Имея зарплату в 22,8 тысячи рублей в месяц, когда в среднем по экономике 34 тысячи, труд на селе сделать престижным практически невозможно. А при 19 тысячах в месяц работников даже не удержать», — посетовал министр на коллегии в феврале.

Даже обучавшиеся сельскому хозяйству несколько лет молодые татарстанцы не идут на сельхозпредприятия: лишь 18% выпускников выбирают для себя такой путь. Байтемиров считает, что можно «провести газ, провести дорогу, но люди там жить не будут».

«У нас ведь люди в селах, фермеры и другие сельхозтоваропроизводители, которые работают непосредственно на земле, они же люди одержимые. Каким-то образом для них чужда городская среда. Самая низкая зарплата в деревне. Самая большая безработица в деревне. Самый низкий уровень жизни в деревне. Тем не менее они одержимо трудятся и все время думают: государство как на это смотрит или совсем не смотрит», — сказал он.

По его словам, сейчас есть постановление правительства о развитии сельских территорий. Но единственное — нет системы в развитии сельских территорий и в развитии фермерских хозяйств, других организационно-правовых форм. «Это, конечно нас беспокоит», — заключил он.

Чтобы исправить ситуацию, нужно менять всю систему на высших уровнях.

Последствия неэффективной поддержки

Сельское хозяйство в большинстве стран мира субсидируется, потому что это не высокорентабельное производство. Другое дело, что в той же самой Европе господдержка доходит до малых фермерских хозяйств, а в России — нет. Из-за административных барьеров эти деньги либо оказываются невостребованными, либо они оседают на балансах крупных компаний.

«В результате получаем низкую конкуренцию, низкое качество, плохо выходим на международные рынки, потому что там присутствует конкурентоспособная продукция западных предприятий», — сказал аналитик «Финам».

По словам Корнева, «наверху пришло понимание», что использовавшаяся система не работает, ее надо менять, и это дает надежду.

Подпишитесь