Автобусы возят воздух, такси держатся на доставке: переживет ли транспорт COVID-19

Автобусы возят воздух, такси держатся на доставке: переживет ли транспорт COVID-19

3 апреля, 08:54ЭкономикаМария РудаковаPhoto: inkazan.ru
Власти Татарстана запретили жителям выходить на улицу без крайней необходимости. Автобусы, такси и другие перевозчики остались не у дел. За неделю пассажиропоток в городе упал в среднем на 70%. Смогут ли транспортники пережить кризис — в материале Inkazan.

Общественный транспорт: доходы сократились на 70%

Еще до введения режима тотальной самоизоляции, когда студенты и школьники перешли на удаленное обучение, для городских перевозчиков это стало «ударом». По утрам в автобусах появились сидячие места, вечером они ходили полупустыми. Транспортники заявили, что намерены обратиться в городской комитет по транспорту с просьбой сократить количество автобусов на маршрутах.

По условиям контракта сделать это самостоятельно они не могли. С введением полного карантина ситуация ухудшилась, и власти пошли им навстречу. Председатель ассоциации автотранспортных предприятий (АТП) Татарстана Сергей Темляков сообщил, что с 30 марта казанские автобусы работают по графику воскресного дня: выпуск подвижного состава уменьшился на 30-35%.

«На этот день автобусы ходят пустыми. Население Казани находится на самоизоляции», — заявил Темляков. По его словам, по цифрам пассажиропотока видно, что население города прислушалось к просьбе властей. Смысла пускать на маршрут все автобусы, для того чтобы «возить воздух», перевозчики не видят. Пассажирам, которые ездят на работу, придется ждать автобусы дольше обычного.

«Доходы автотранспортных предприятий вместе с пассажиропотоком упали на 70%, мы не добираем выручку. Все предприятия, входящие в ассоциацию, перешли в режим экономии. Ведь доходы сократились на 70%, а расходы только на 30%. Деньги есть только на зарплату и горюче-смазочные материалы. Не закупаем запчасти, приостановлены лизинговые и налоговые платежи», — рассказал Темляков

Сейчас ассоциация готовит обращение к властям с просьбой субсидировать перевозки и покрыть убытки. В исполкоме города Inkazan заявили, что в автобусах, трамваях и троллейбусах пассажиропоток снизился на 70,5%, а в метрополитене — на 75,4%. Следовательно, доходы транспортных предприятий упали. Сейчас город организовал ряд мероприятий, связанных со снижением пассажиропотока.

«Работа транспорта организована по графику воскресного дня, уменьшен выпуск подвижного состава, на некоторых маршрутах увеличен интервал движения с учетом загрузки. На сегодня выход подвижного состава осуществляется в достаточном количестве, учитывая востребованность того или иного маршрута. Сейчас трудно точно оценить масштабы убытков, однако они есть», — сообщила пресс-служба исполкома города, добавив, что сейчас ​​​​​​на всех уровнях органов власти рассматриваются меры поддержки предприятий различных отраслей экономики, в том числе предприятий, обеспечивающих работу общественного транспорта.

Photo:inkazan.ru

Представитель федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Золотов считает, что все организации понесут большие убытки. И карантин отразится как на общественном транспорте, так и на таксистах, которые зачастую берут машины в аренду. Сейчас им платить за нее станет просто нечем. По словам эксперта, в Казани и в хорошее время транспорт ходил с перебоями.

Во-первых, не было людей, которые бы хотели управлять им, во-вторых, был хозяин — АТП, которое ставило план и «гоняло» водителей с 4-х утра до 2-х ночи. При этом автобусов не хватало, что становилось причиной большого интервала движения. Автоэксперт убежден, что сейчас АТП будут также заставлять людей работать по плану и привозить деньги.

Золотов заявил, что сейчас самый правильный выбор — это личный автомобиль. «Я бы предостерег людей от пользования общественным транспортом и передвижений на такси. Таксисты перевозят в день несколько человек, и ты не знаешь, кто до тебя там сидел, что он там трогал, а общественный транспорт вообще сейчас самый опасный», — убежден он.

Такси: от доставки людей к доставке товаров

На городских дорогах стало меньше автомобилей. По сравнению с понедельником, 30 марта, интенсивность движения упала на 22%. Жители стали меньше пользоваться как личными авто, так и такси. В пресс-службе компании «Везет» сообщили, что в Казани в часы пик активность снизилась на четверть, но спрос на поездки в дневные часы упал не так драматично.

По сравнению с прошлой неделей количество заказов упало на 12%. Снижение активности самих таксистов на линии составило 10%. «Некоторые перевозчики, опасаясь заражения, не выходят на линию, другие, наоборот, рассматривают доход в такси как возможность поправить материальное положение в кризис», — сообщили в «Везет».

Рамиз Рамазанов, директор ООО «Автофлот», представитель общественного совета по развитию такси на территории Татарстана, председатель комитета при Торгово-промышленной палате (ТПП) региона по развитию обслуживания таксомоторных перевозок рассказал, что в Казани на сегодняшний день количество заказов упало процентов на 40, и эти цифры меняются. В то же время таксопарки за свой счет дезинфицируют автомобили, закупают маски для водителей. Все это приводит к серьезным финансовым потерям.

«Лизинговые и кредитные организации пока навстречу не идут. Предлагают максимум реструктуризацию, а она предполагает увеличение процентной ставки и удорожание кредита — это не каникулы. Лизинговые компании грозят штрафами, приходят уведомления от налоговой. Это реальные кейсы и реальные случаи. Мы составляли письма с юристами, отправляли их и получали только массу отказов», — рассказал он.

Представитель такси «Максим» Мария Пухова заявила, что в последние 2 недели число заказов сократилось на 17%. «Изменения могли быть более значительными. Однако многие предпочитают такси общественному транспорту, как более безопасный способ передвижения», — сказала она. Оставаться на плаву помогают сервисы доставки, от которых службы такси получают процент.

Photo:piwigo.1mediainvest.ru

Раньше многие таксопарки занимались трансферами на форумы, мероприятия, встречи гостей, но сейчас они лишились и этих заказов. К убыткам прибавляются и арендованные базы таксопарков, где круглосуточно дежурят медики и механики. С учетом спада водители вынуждены отрабатывать гораздо больше смен за те же деньги. Доходы многих сильно сократились.

«Понятно, что в нашей сфере никто не работает за зарплату. Водители либо ИП, либо самозанятые. Они оказались в очень сложной ситуации. Им никто беспроцентных кредитов не обещает, максимум, что они могут сделать – это попросить отсрочку, и то это нужно дождаться конкретного постановления правительства», - сказал Рамазанов, добавив, что пока навстречу не идут ни власть, ни агрегаторы.

«Мы в рамках комитета ТПП просим нам дать заключение о форс-мажоре, но сказали, что нормативных документов для того, чтобы наши лизинговые договоры привязать к форс-мажорам, нет», - говорит он.

О сокращении спроса на перевозки рассказали и в «Яндекс.Такси», заявив, что так происходит не только в России, но и во всем мире: люди находятся дома и стараются сократить свои передвижения по городу. Представитель компании Наталья Рожкова отметила, что наблюдается рост сферы доставки: компания намерена инвестировать в это направление.

«Мы готовимся к росту заказов такси для врачей, социальных работников и других специалистов, которые сейчас перемещаются по городам, помогая другим людям», — сказала она.

Очередным препятствием для такси, по мнению Рамазанова, стало постановление о рабочих справках, выпущенное правительством республики: для таксистов оно не совсем корректно. У водителей и так есть разрешения, выданные министерством транспорта, есть путевые листы. Сейчас сотрудники просят дополнительные справки, которые проверяют на дорогах, а на путевые листы никто не смотрит.

«Справки делаются где угодно, но они не значат, что человек работает в такси, он не проходит медосмотр, не мерит температуру с утра – это нелегальный перевозчик, но с этой справкой он спокойно проезжает. Было бы логичнее, если бы ДПС проверяли путевой лист, в котором стоит отметка медика и механика. С учетом резкого сокращения количества заказов это дало бы легальным перевозчикам реальную поддержку, а все остальные должны сидеть дома и придерживаться карантина. Пока все ездят, как и ездили, просто понапечатали справок», - считает он.

В то же время аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев считает, что потери транспортного бизнеса могут оказаться масштабными.

«Если с государственным транспортом понятно — ему предоставят какие-то дотации, то как быть таксистам или небольшим компаниям — совсем непонятно. Вроде бы государство изыскивает все возможности для того, чтобы оказать помощь малым и средним предприятиям, но остается вопрос: насколько это затянется. Если неделя-две - это сильно не отразится, мы пересидим дома на макаронах. А если это на несколько месяцев, то весь бизнес может упасть до уровня 90-х годов», — убежден Корнев.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter