Posted 3 октября 2020, 09:10
Published 3 октября 2020, 09:10
Modified 18 сентября 2022, 10:53
Updated 18 сентября 2022, 10:53
За последние годы ООО «АБК-Пэймент» стало одним из крупнейших поставщиков продуктов питания, сейчас компания обеспечивает обедами и завтраками значительную часть школ, детсадов Нижнекамска, Менделеевска, Елабуги, Бугульмы, Буинска, а также несколько учреждений Казани. Кроме того, фирма организовывает питание в пришкольных и летних лагерях. Во время дистанционного обучения она также поставляла сухие пайки.
По данным «СПАРК-Интерфакс», юридическое лицо зарегистрировано в 2015 году, изначально ее учредителем был Дмитрий Пудовкин — экс-владелец оператора по обращению с отходами ООО «Чистый город».
Только в конце 2018 года в документах появляется фамилия депутата Госсовета республики, владелицы торговой сети «Бахетле» Латыповой, которой принадлежит 100% компании. Примечательно, что контракты «повалили» уже через неделю после приобретения фирмы бизнесвумен. А уже с 2019 года количество контрактов выросло в разы. Если в 2017 году было подписано 11 договоров, в 2018-м — 23, то с приходом Латыповой их стало уже 585 (2019 год) и 801 (2020 год).
Хотя в финансовых отчетах картина у «АБК-Пэймент» не такая радужная. Компания с трудом выходит в плюс: в прошлом году при выручке почти в 1 млрд рублей чистая прибыль была на уровне 22 млн рублей. В 2018-м организация вообще ушла в минус (5 млн рублей).
Во всех 800 контрактах, заключенных в 2020 году, система «СПАРК-Маркетинг» находит подозрительные моменты — в основном это отсутствие конкуренции и снижения начальной цены или ее минимальное снижение до 2%. Справедливости ради стоит отметить, что это не всегда закупка у единственного поставщика, иногда проводится конкурс, но его единственным участником оказывается «АБК-Пэймент».
А ведь суть конкурсных процедур в том, что в них побеждает поставщик, который может предоставить лучшие услуги за наименьшую стоимость. Но если проводится закупка у единственной и неповторимой, то зачем снижать ценник?
Сотни контрактов на 1 млрд рублей
Компания Латыповой в этом году лишь 22 раза участвовала в торгах, зато контрактов заключила в десятки раз больше — почти 800. Суммарно они только за 2020 год должны принести ей более 1 млрд рублей.
Стоимость обедов или дето-дней, человеко-дней везде разная — это зависит от времени пребывания детей в учебном заведении и вида трапезы (обед или завтрак). Неизменно лишь то, что изначальная сумма, которую готов заплатить заказчик, практически никогда не снижается.
Например, в лицее-интернате имени Мустафы Онджеля в Бугульминском районе, с которым «АБК-Пэймент» заключил самый крупный контракт в этом году, сумма на одного ребенка составляет 222,76 рублей. Один календарный год на 71 тысячу человеко-дней обойдется школе в 15,9 млн рублей. А в гимназии № 25 Нижнекамского района завтрак для младшеклассника, состоящий из закуски, горячего блюда и напитка, обойдется в 64,75 рублей, для ученика средних или старших классов — 66 рублей. Таким образом, во втором учебном полугодии гимназия заплатит компании за организацию питания более 7 млн рублей.
Школьное питание во всех учреждениях оплачивается за счет бюджетных и внебюджетных средств. Вероятно, речь идет о двух частях: той, что оплачивают родители, и 7,7 рублей, которые республика выделяет всем учащимся. Плюс льготники, чье питание полностью оплачивается бюджетом.
Конкуренция Шредингера
Почему такими масштабными поставками в Нижнекамске, Менделеевске, Елабуге, Бугульме, Буинске занимается преимущественно одна компания? Неужели нет конкурентов?
Есть, но и они вызывают вопросы. Наглость доходит до того, что в аукционе могут быть две компании — владелицей обеих числится Латыпова. Например, 33 детсада и школы Менделеевского района объединились, чтобы провести совместную закупку на услуги предприятий быстрого питания. Обычно подобного рода закупки позволяют сэкономить, ведь оплачивая разом большой объем продукции, можно получить скидку от поставщика и сократить затраты на саму процедуру.
Но не в случае с компанией Латыповой: детсады и школы «скинулись» на 17,3 млн рублей и в итоге заплатили ровно столько же. Почему же участники аукциона не «сбили» ценник в погоне за таким привлекательным лотом? Потому что вторая компания — ООО «Фуддс» (ранее «Бахетле-Ф») — тоже на 100% принадлежит Латыповой.
Кстати, провести совместную закупку у единственного исполнителя было бы нельзя. По закону в качестве способа определения поставщика можно использовать только конкурс либо аукцион, так что в этот раз пришлось соблюсти формальности.
Впрочем, закупки с конкуренцией нашлись, но и они прошли не без странностей. В марте школы и Дворец школьников Бугульминского района заказали организацию питания в пришкольных лагерях. Заявились три компании — «АБК-Пэймент», «Фуддс» и лениногорское ООО «Империя+», принадлежащее Вадиму Подину и Елене Шулиной. Заказчики были готовы заплатить 8,3 млн рублей. «Фуддс» не стал снижать ставки, «АБК-Пэймент» снизил менее чем на 1% — до 8,2 млн рублей. Наименьшую цену предложила «Империя+» — 7,3 млн рублей. Но контракт почему-то все равно достался «АБК-Пэймент».
Кстати, компании Подина и Шулиной, по данным «СПАРКа», выступают основными конкурентами в аукционах с организациями Латыповой. Это не только «Империя+», но и ООО «Аль трейд», ООО «Витара» (принадлежит Владимиру Шулину, сама Шулина — директор), ООО «Эталон». Они тоже оказались не прочь посостязаться за контракт между своими же компаниями, как это случилось весной этого года в лагере «Дружба» Лениногорского района: на конкурсную процедуру заявились «Империя+» и ООО «Аль трейд», победила последняя.
В некоторых случаях компания Латыповой «подыгрывала» своим «конкурентам», и это снова происходило во время совместных закупок. В частности, весной 12 школ Лениногорска хотели заказать обеды для трудовых и пришкольных лагерей, были готовы выделить суммарно около 5 млн рублей. «АБК-Пэймент» предложил взяться за это за 4,5 млн рублей, почти за столько же «Империя+», но в итоге победило ООО «Аль трейд», предложившее 4 млн рублей.
«Наверняка есть компания, которая может поставить дешевле. Но кто же ей даст?»
Отсутствие конкуренции чревато тем, что школы и детсады получают питание по неадекватным ценам. И это замечают уже не только родители, но и власти. Так, в 2016 году советник по противодействию коррупции докладывал Айрату Хайруллину, на тот момент главе Альметьевского района, что определенные поставщики часто отдавали им товар дороже, чем в соседние районы. В числе таких компаний тогда называлась уже упоминавшаяся здесь ООО «Империя+», прозвучали и фамилии Подина и Шулиной. Советник рассказывал, что минтай они продают бюджетным учреждениям Альметьевска на 26 рублей за килограмм дороже, чем в соседние районы, говядину — дороже на 77 рублей, мясо кур — на 386 рублей за штуку.
Компанию Латыповой не уличали в недобросовестности так прямо. Однако в начале 2020 года управление образования Елабуги отметило не очень приятные для родителей изменения: для младших классов стоимость питания выросла с 30 до 41 рубля, для старших классов с 33 до 43 рублей.
Inkazan запросил информацию у компании, с чем, по мнению ее представителей, связано отсутствие конкурентов. Ответ пока не поступил.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев отметил, что такая картина с единственными поставщиками наблюдается по всей стране. Inkazan поинтересовался, могут ли подобные закупки быть законными.
«Она может быть законной, когда будут допущены другие поставщики. Потому что и в Татарстане, и в Москве, и в России в целом прозрачности, транспарентности не наблюдается. К закупкам допущены определенные компании лиц, которые так или иначе связаны с властями. До тех пор, пока нет доступа для всех, будет то, что будет — то есть будет закупаться у единственного поставщика, на его условиях, и, скорее всего, по завышенным ценам. Потому что наверняка есть компания, которая может поставить дешевле. Но кто же ей даст?», — прокомментировал эксперт.
Этим летом стало известно, что в декларацию о доходах Латыповой не попал участок земли в «элитном» Матюшинском сельском поселении, который бизнесвумен взяла в аренду до 2064 года. Управление главы Татарстана по вопросам антикоррупционной политике рассматривать этот вопрос не стало, сославшись на то, что у Госсовета есть специальный комитет. Последний, впрочем, злого умысла в действиях Латыповой не нашел. А значит, она останется не только успешной бизнесвумен, зарабатывающей миллиарды на школьных обедах, но и «народной избранницей».