Posted 4 июня 2019,, 10:25

Published 4 июня 2019,, 10:25

Modified 17 сентября 2022,, 16:07

Updated 17 сентября 2022,, 16:07

ВТБ изменяет сферу перевозки зерна

4 июня 2019, 10:25
Россия уверенно возвращает статус аграрной державы: урожай зерновых после рекордного показателя 2017 года держится на высоком уровне, страна развивает экспорт. Ключевая роль в этом вопросе принадлежит ВТБ, который купил 50% железнодорожного оператора «Рустранском». Это позволит изменить положение дел во всей отрасли.

В 2017 году Россия собрала рекордный урожай зерна — 135,5 млн тонн в чистом весе, в прошлом году показатель остался высоким — 113,3 млн тонн. Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев заявил, что страна вернула себе статус «аграрной державы». По прогнозам минсельхоза РФ, в 2019 году объем урожая может составить 118 млн тонн — примерно треть зерновых будет направлена на экспорт.

Крупнейшими покупателями российского зерна в январе этого года стали Турция, Египет, Бангладеш и Марокко. Как правило, в эти страны товар транспортируется морским путем. Однако ключевую роль играет организация логистики внутри страны — зерно нужно доставить в порт для дальнейшей отгрузки. Консолидацией мощностей и оптимизацией логистики занимается ВТБ.

3 июня стало известно, что банковская группа приобрела 50% плюс одну акцию железнодорожного оператора «Рустранском» (РТК), который транспортирует зерновые. РТК входит в тройку крупнейших независимых компаний России по объему парка. Ей принадлежит 68 тысяч единиц подвижного состава, в числе которых вагоны различных видов, платформы для перевозки крупных грузов, цистерны для масел.

В прошлом году компания транспортировала более 60 млн тонн грузов, почти треть из которых — зерновые. ВТБ намерен объединить доступные банку инструменты и возможности, имеющиеся у перевозчика. Это приведет к повышению эффективности логистики внутри страны, а значит повысит скорость транспортировки. При этом модернизация затронет и инфраструктуру.

В то же время подобный союз финансовой и транспортной компании приведет к тому, что ценообразование в рамках отечественного рынка станет более прозрачным, это даст дополнительный стимул для притока капитала в отрасль.

По словам зампредседателя реготделения Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Башкирии Александра Шпицына, если такое сложное дело, как транспортные перевозки будут находиться в одних руках, это может облегчить решение многих задач. Например, эксперты заявляли, что такая организация позволит избавиться от денежной волокиты, создаваемой посредниками.

Теперь ВТБ имеет необходимые мощности для создания единого зернового оператора, которым может управлять самостоятельно или продать другому игроку. «Наших аграриев этот вопрос затронет, если ВТБ удастся снизить цены на грузоперевозки. Если будет установлена ценовая политика ниже сложившейся, это улучшит условия для агробизнеса в регионе», — заявили в минсельхозе Оренбургской области.

Глава направления сельхозпроизводства группы компаний торгового дома «Зерно Заволжья» Михаил Лемякин считает, что приобретение ВТБ части РТК не приведет к созданию единого зернового оператора. По его словам, покупка госбанком транспортной компании дает надежду на обновление вагонного парка — «сейчас выпадение вагонного парка идет опережающими темпами по отношению к его возобновлению».

"