Posted 4 декабря 2018, 03:15
Published 4 декабря 2018, 03:15
Modified 17 сентября 2022, 15:38
Updated 17 сентября 2022, 15:38
Заморозка цен
Предположим, что Центробанк выпускает документ, согласно которому со следующего года цены в России будут зафиксированы на существующем уровне. На этом кончится не только эпоха ценового регулирования, но и товары в магазинах, и взаимодействие между производителем и потребителем.
Например, ни с того ни с сего покупателей перестала интересовать конская колбаса, а с полок начала исчезать говяжья. Сегодня производители снизили бы цену на конскую и увеличили – на говяжью колбасу, попутно нарастив ее выпуск. Это позволило бы не понести убытков и не допустить исчезновения товара из магазинов.
Однако если бы цены были заморожены, то производители не видели бы смысла в перераспределении мощностей. А на полки магазинов поступало бы прежнее количество конской и говяжьей колбасы, что неизменно привело бы к дефициту последней и возвращению советских очередей за колбасой, обувью и прочими необходимыми товарами.
Снижение цен
Дефляция или снижение цен не может не радовать потребителей. Однако радость продлится недолго – для экономики в целом такой удар будет сильнее инфляции, так как существенно повлияет на модель потребления. Так, будучи уверенными, что колбаса будет постоянно дешеветь, мы можем повременить с ее покупкой, дожидаясь максимально низкой стоимости.
Речь, конечно, будет идти не только о колбасе, но и о все товарах и услугах в стране. Это запустит цепочку событий: деньги населения не попадут к производителям, они, в свою очередь, не выплатят зарплаты сотрудникам. В конечном итоге остановятся и предприятия, и продажи.
Так устроена экономика: она растет при стабильной и невысокой инфляции, влияя в том числе на доходы граждан. Кроме того, благодаря этому компании-производители могут планировать свое развитие. Эксперты называю инфляцию на уровне 4% наиболее подходящей для России. Центробанк РФ намерен удержать ее у этого показателя.
«Низкая, предсказуемая инфляция является необходимым условием для сохранности доходов и сбережений. Все решения по ключевой ставке, которые принимает Совет директоров Банка России, направлены на достижение нашей цели по инфляции», - заявил глава департамента денежно-кредитной политики Банка России Алексей Заботкин.
Уровень инфляции
В прошлом году инфляция в России зафиксировалась на уровне 2,5%, что стало рекордом для современной экономики страны. По прогнозам специалистов, в этом году потребительская инфляция составит 3,8-4,2%. Поэтому регулятор поставил задачу сохранить ее в этих значениях. Такое целеполагание называется таргетированием инфляции.
Однако большинство россиян ошибаются полагая, что при таком раскладе цены вырастут только на 4%. Данный показатель является усредненным: какие-то составные части потребительской корзины подорожают больше, какие-то меньше, но в целом рост ее стоимости не превысит указанной цифры.
Вопрос статистики
В то же время почти каждый житель страны рано или поздно выказывал недоверие официальной статистике, замечая, что цены товаров на полках повышаются быстрее, чем заявляют специалисты. Но не все так просто. Потребитель, как правило, обращает внимание только на те позиции, которые предпочитает. А статистика суха и беспристрастна.
Покупатель может заметить, что его любимая говяжья колбаса существенно выросла в цене, но не обратить внимания на эквивалентное удешевление сыра, который он не ест. В то же время для каждого инфляция – своя. Так, потребители с достатком выше среднего покупают заграничные товары, стоимость которых зависит от курса валют.
Система измерения уровня инфляции в России не отличается от других стран и основывается на потребительской корзине, в которую входят порядка пяти сотен товаров и услуг. Кроме того, аналитики обращают внимание на то, с какой частотой граждане потребляют их: если хлеб мы покупаем почти ежедневно, то машину меняем не каждый день.
Влияние на инфляцию
Центробанк РФ также отвечает за степень темпа роста цен для потребителей. Так, его денежно-кредитная политика нацелена на сохранение низкого уровня инфляции. В основном, это достигается посредством изменения ключевой ставки – процента, под которой банки занимают или кладут средства в Банк России.
Экономисты просчитывают, какой должна быть ключевая ставка, чтобы сохранить инфляцию в установленных значениях. Фактически эксперты регулятора влияют на стоимость денег для населения. При повышении ставки растут кредиты для населения и бизнеса, а значит люди обдуманней тратят деньги, откладывая на потом не столь важные покупки.
И наоборот – снижение ставки влечет за собой снижение процентов по кредитам для граждан и компаний. Деньги становятся доступнее и люди тратят их легче, покупая технику, автомобили и квартиры, увеличивая инфляцию. Однако период от снижения ставки до достижения этого эффекта составляет 3-6 кварталов.
Падение ставки
Конечно, Банк России мог бы резко снизить ставку, повысив покупательскую способность россиян. За этим неизбежно последует обратный эффект: спрос существенно превысит предложение, а цены подлетят вверх. Инфляция ускорится в разы, что пошатнет экономическое положение и государства, и каждого его жителя.
Для коммерческих организаций такое развитие событий также нельзя назвать желаемым: снижение ключевой ставки приведет к удешевлению кредитов. Однако банковские аналитики тоже просчитывают все риски для компании, поэтому проценты по займам, скорее всего, будут подниматься.
Личная инфляция
Возвращаясь к расхождению официальной статистики и ощущений каждого отдельного гражданина, стоит помнить, что можно рассчитать свою личную инфляцию. Для этого нужно сформировать потребительскую корзину, куда входит все, что вы потребляете постоянно, и завести таблицу цен на каждый товар или услугу.
Достаточно фиксировать их каждый месяц, чтобы отследить повышение или понижение стоимости тех или иных позиций. Оптимальным периодом наблюдения, который даст наиболее корректные расчеты, - один год. Так, это позволит учесть сезонность: осенью, когда дешевеют овощи, или зимой, когда дорожает верхняя одежда.
Официально инфляция считается от декабря до декабря. Несмотря на то, с какого месяца вы начали наблюдение, в его конце просто разделите стоимость своей потребительской корзины за последние 30 дней на ее стоимость в первом месяце. Это и будет ваша личная инфляция. Подробнее о методике расчета можно узнать здесь.