Posted 5 марта 2020,, 13:51

Published 5 марта 2020,, 13:51

Modified 17 сентября 2022,, 16:51

Updated 17 сентября 2022,, 16:51

Коронавирус vs экономика: кто примет удар и как уменьшить потери

5 марта 2020, 13:51
По прогнозам экспертов, эпидемия коронавируса негативно повлияет на мировую экономику. Россия готовится смягчить его последствия. Inkazan выяснил, кто пострадает, а кто выиграет от вспышки вируса, и могут ли региональные власти разработать действенные меры противостояния экономическому спаду.

В середине февраля на итоговом заседании коллегии министерства сельского хозяйства Татарстана глава республики Рустам Минниханов заявил, что вспышка нового типа коронавируса, начавшаяся в Китае, «серьезно отразится на мировой экономике. «Не только Китайская экономика, но и наша экономика будет страдать», — сказал он.

В Поднебесной считают, что влияние заболевания на экономику будет краткосрочным, — такое мнение высказал партийный секретарь Госкомитета по развитию и реформам Китая Цун Лян. Он заявил, что у китайского правительства есть ресурсы и условия для того, чтобы не допустить серьезных негативных последствий.

Он признал, что коронавирус нанес удар по потребительскому сегменту: ряд производств остановились, чтобы не допустить распространения вируса среди сотрудников, постепенно они возобновляют работу. В то же время вспышка заболевания обрушила мировые рынки, что привело к ослаблению рубля. Топ-менеджер ИАЦ «Альпари» Андрей Лобода заявил Inkazan, что Китай потерял почти $50 млрд, Евросоюз — более $21,6 млрд, а США — $8,5 млрд.

В начале марта председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин заявил, что последствием распространения коронавируса может стать снижение мирового валового внутреннего продукта (ВВП) до 0,4%. Он спрогнозировал спад в нефтегазовой, туристической отраслях. Международный валютный фонд (МВФ) скорректировал прогноз развития экономики на 2020 год: по новым данным, ВВП окажется ниже, чем в 2019-м. Но все будет зависеть от того, сколько продлится эпидемия.

«Потрясения могут затронуть мировую экономику, а мировая экономика связана с нашей. Допустим, половина добычи нефтепродуктов идет на экспорт. Снижение запросов на это, снижение цены влияет. Или сокращение перелетов. Влияние все равно будет. Особенно в тех (отраслях — Inkazan), которые связаны с нефтью, с нефтехимией», — сказал глава Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиль Агеев.

По словам Агеева, многие российские предприятия сидят на «китайской игле», так как покупка деталей в Китае выгоднее, чем у своих соотечественников. Просчитать объем ущерба сейчас невозможно, но влияние коронавируса на экономику будет — к этому надо готовиться. Алеев считает, что нужно увеличить помощь российским производителям, чтобы они могли выпускать конкурентоспособные продукты.

Президент России Владимир Путин поручил правительству страны выработать меры, которые позволят снизить влияние вспышки коронавируса на экономику государства. Он признал, что последствия эпидемии уже ощутимы, а Банк России опасается, что страна может не достичь прогнозных показателей по росту ВВП. Лобода, ссылаясь на экспертов в сфере экономики, сообщил, что потери России от вспышки коронавируса оцениваются в $262 млн. Пострадали химическая промышленность, металлургия, автопром.

«Мы пока не знаем, что делает правительство России, пока ничего не ощущаем. Когда будем ощущать… <…> Внятной, к сожалению, экономической политики в масштабах всего народного хозяйства не просматривается, но хотелось бы. А регионы что могут? Мы в прострации находимся. Полномочия в области налогового маневра очень сужены», — сказал Агеев.

Лобода уверен, что эпидемия отразится на экономике Татарстана, в частности — на областях химии, нефтехимии и автопроме. «О потерях, тем более, отрицательном росте ВРП, пока речи не идет. Татарстан имеет все основания показать опережающую по сравнению с другими регионами динамику в экономическом развитии», — сказал он.

Промышленность: на «китайской игле»

Одними из первых последствия распространения эпидемии почувствовали крупные предприятия. ПАО «Камаз» не исключило, что весной придется изменить производственный план: многие комплектующие производятся в Китае — компания опасается введения ограничений на поставки в рамках мировой экономики. «Камаз» сообщил, что при необходимости может найти альтернативных производителей деталей и скорректировать выпускаемый модельный ряд. Проблемы с комплектующими планируют решить к маю.

«Единственное — это международное сотрудничество и перемещение грузов. Но так как врачи говорят, что вирус этот с грузами не перемещается, говорить о том, что это удар по экономике, я считаю, не совсем правильно. У нас экономика сильная, государство сильное», — сказал первый вице-президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана Роберт Закиров.

По его словам, разговоры о влиянии коронавируса на экономику можно сравнить с привязкой повышения заработной платы к уровню цен на нефть, которая не является корректной. По словам Закирова, «в советское время цена на нефть была копеечная, но зарплаты при этом были достойные».

На предприятии был создан оперативный штаб по противодействию экономическим рискам распространения коронавируса. Гендиректор «Камаза» Сергей Когогин заявлял, что компания имеет тесные взаимоотношения с Италией и Германией — эти страны стали одним из основных очагов вспышки коронавируса в Европе.

Он сообщил, что предприятие принимает меры по недопущению распространения вируса среди сотрудников. Помимо ограничений, введенных на самом производстве, компания обещает поддерживать сотрудников, попавших на карантин, питанием и медикаментами. На этой неделе была временно изолирована делегация сотрудников, вернувшихся из Италии.

Ранее в Набережных Челнах на карантин поместили сотрудников завода Haier, прибывших из Китая. Среди работников мероприятия на территории республики распространили памятку о том, как не заразиться новым вирусом. Помимо автограда, карантин установлен в казанской Республиканской инфекционной больнице: там находятся восемь россиян, доставленных с круизного лайнера Diamond Princess, в том числе четверо татарстанцев. У троих из них анализы подтвердили наличие коронавируса.

«Я считаю, что нужно принять дополнительные меры по обеспечению гигиены на рабочих местах, меньше проводить массовые мероприятия, заводы, фабрики, предприятия, которые работают в пропускном режиме, у них это все можно очень четко нивелировать», — сказал Закиров.

Туризм: надо сидеть и ждать

Из-за распространения коронавируса пострадал внешний туризм. Как сообщают «Ведомости», Всемирный совет по туризму оценил ущерб в $22 млрд, Ассоциация туроператоров России (АТОР) заявила, что сумма потерь от выездного туризма для страны составит 27 млрд рублей или более $406 млн. Роспотребнадзор рекомендовал гражданам страны воздержаться от поездок за границу.

Италия, ставшая эпицентром распространения эпидемии в Европе, была одним из любимых направлением российских туристов. По данным на конец февраля, там могло находиться около 20 тысяч граждан страны, последний случай заражения коронавирусом был зафиксирован у человека, вернувшегося оттуда. По данным Aviasales, люди стали реже искать билеты на рейсы в Италию.

Директор туристической компании «Стен» Леонид Пресс заявил Inkazan, что часть татарстанцев отменили туры в европейскую страну, забронированные на весну. Благодаря тому, что компания заключала контракты с отелями напрямую, это не стало причиной серьезных убытков. В то же время покупатели могут вернуть стоимость туров в эпидемиологически неблагополучные страны, от которых они отказались.

Гендиректор компании AVT Азамат Сабиров уверен, что турпоток в Италию снизится на 10-20%. Пресс считает, что туроператорам и гражданам «надо сидеть и ждать, пока там все кончится». Он заявил, что распространение коронавируса может испортить сезон отпусков многих россиян и компаний, работающих в этой сфере, если эпидемия доберется, например, до Турции.

«Интерфакс» со ссылкой на представителей туриндустрии заявил, что снижение спроса на путешествие за рубеж повысило продажи внутрироссийских туров. Глава сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян заявил, что среди экскурсионных туров лидируют Москва, Санкт-Петербург и Казань.