Posted 5 апреля 2017,, 08:00

Published 5 апреля 2017,, 08:00

Modified 12 сентября 2022,, 03:58

Updated 12 сентября 2022,, 03:58

Рынок стройматериалов РТ: трудности с логистикой и высокие цены

5 апреля 2017, 08:00
Отрасль производства строительных материалов в Татарстане испытывает трудности из-за проблем с логистикой и господдержкой небольшим предприятиям. Власти Татарстана видят выход в привлечении инвесторов и популяризации татарстанской продукции среди застройщиков.

Вчера в стенах камско-устьинского завода по производству гипса состоялась коллегия минстроя «Основные направления развития промышленности строительных материалов в РТ». Доклад представил министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин.

В Татарстане действует 561 предприятие по выпуску стройматериалов. Из них: 60 заводов по выпуску сборного железобетона, изделий из бетона, товарного бетона и раствора, 4 предприятия крупнопанельного домостроения, 3 завода по выпуску газобетонных блоков, 31 предприятие по выпуску стройкирпича, 13 заводов по изготовлению теплоизоляционных материалов, 3 предприятия по выпуску гипсовых материалов, 28 заводов, выпускающих керамический кирпич и 3 предприятия, изготавливающих силикатный кирпич.

Индустрия стройматериалов в Татарстане — активный получатель господдержки. За последние 5 лет несколько крупных предприятий получили из бюджета 451,8 миллиона рублей. Основные программы господдержки, по словам Файзуллина, предоставляются, как на республиканском, так и на федеральном уровне.

Не каждое республиканское предприятие по выпуску стройматериалов может получить господдержку из-за высоких критериев при отборе компаний. Согласно условиям конкурса, завод должен иметь оборотные средства не менее 1 миллиарда рублей, численность штата — не менее 300 человек, цену проекта от 150 миллионов до 5 миллиардов рублей, превалирующую долю софинансирования за счет собственных средств предприятия. По мнению Файзуллина, из-за этого только небольшой части татарстанских предприятий «средней руки» доступны гранты и субсидии. От имени министерства он высказался за разработку мер господдержки с более доступными критериями отбора.

Файзуллин отметил, что подрядчики за пределами Татарстана активно покупают теплоизоляционные материалы на минеральной вате, крупноформатные поризованные керамические блоки, строительный гипс, изделия из поликарбоната, полимерные трубы, листовое стекло и другую продукцию производства республики. За 2016 год объем отгруженной продукции местными предприятиями составил 26,9 миллиардов рублей.

Впрочем, не все татарстанские застройщики покупают стройматериалы, произведенные в республике. Некоторые из них заказывают аналоги в других регионах, потому что местные заводы навешивают на свою продукцию более высокий ценник. Застройщики обращают внимание на аналоги еще и потому, что у компаний из других регионов более выгодная транспортная логистика. К примеру, Агрызскому, Бавлинскому и Дрожжановскому району удобнее заказывать стройматериалы в других регионах.

Из-за того, что потребность Татарстана в строительном кирпиче, изделий ЖБИ, товарном бетоне и растворе сократилась, загруженность производств по их выпуску составляет 58%. Выход из ситуации Файзуллин видит в продвижении татарстанский продукции в другие регионы.

«Предприятиям промышленности строительных материалов необходимо своевременно реагировать на структурные изменения на рынке строительных материалов и проводить более гибкую ценовую политику, руководствуясь целесообразностью налаживания долгосрочных отношений с индивидуальными условиями», — сказал он.

В пул проблемных вопросов отрасли по производству стройматериалов входит также недоступное кредитования. Ставка по кредитам, зачастую, в несколько раз превышает ожидаемую рентабельность проекта. Кроме того, руководителей заводов волнует значительное увеличение уровня тарифов на услуги автомобильного и железнодорожного транспорта. Файзуллин отметил, в период закрытия автодорог в апреле-мае отгрузки покупателям в близлежащие регионы резко снижаются из-за того, что нужно компенсировать затраты транспортным организациям на приобретение пропусков. У многих предприятий нет средств на модернизацию производств из-за отсутствия оборотных средств и большого числа банковских кредитов.

Генеральный директор ООО «Фоника Гипс» Зуфар Ситдиков подтвердил слова Файзуллина. Он отметил, что серьезным вопросом для компании остается логистика. Продукция перевозится только автотранспортом, недавно возглавляемый им завод начал перевозить продукцию речным транспортом. Сидтиков заявил, что компании других регионов могут грузить свои товары в вагоны в цехах и возить их жд-транспортом. Файзуллин подчеркнул, что на рынке гипса в Татарстане наметились подвижки, и положительный результат необходимо закрепить.

«В частности, наметилась положительная тенденция к сокращению ввоза продукции из-за пределов республики. Хотелось бы, чтобы она продолжалась и в дальнейшем», — сказал Файзуллин.

«Другим серьезным ограничением является весенний период закрытия дорог. Так, стоимость доставки в ЦФО при базовых тарифах составляет 30 тысяч рублей. Данный тариф не позволяет нам конкурировать с другими предприятиями, — сказал Ситдиков.

Заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Ильшат Сахапов отметил, что в течение двух-трех лет к «Фонике Гипс» должны проложить рельсы — сейчас рассматриваются вопросы финансирования проекта, поэтому точных цен на сегодняшний день нет.

Глава РТ Рустам Минниханов посоветовал татарстанским застройщикам делать выбор в пользу республиканских стройматериалов. Он отметил, что необходимо активнее привлекать инвесторов в собственный регион и развивать собственные площадки.

«Мы по качеству и цене должны соответствовать требованиям рынка, быть конкурентными. Без модернизации имеющихся мощностей сделать это невозможно. При необходимости нужно оказывать меры господдержки», — заявил Минниханов, — Наш строительный комплекс и особенно объекты строительной индустрии в последние годы получили серьезные инвестиции. Останавливаться на этом нельзя. Нужно понимать, какие материалы нужны сегодня на рынке, с какими свойствами, и закрепляться там со своей продукцией».

"