Posted 5 июля 2016, 17:35
Published 5 июля 2016, 17:35
Modified 11 сентября 2022, 08:39
Updated 11 сентября 2022, 08:39
Обошлись без критики. Чиновники делились воспоминаниями, благодарили друг друга, федеральный центр, инвесторов и резидентов.
Как напомнил Минниханов, идеологом программы по созданию ОЭЗ в России был Герман Греф. Однако большая часть благодарственных слов прозвучала в адрес вице-мэра Москвы, бывшего министра строительства Татарстана Хуснуллина. «Марат Шакирзянович, когда была эта стройка, приезжал каждую неделю. Я — пореже. Этот проект получился. 66% выручки всех особых экономических зон России приходится на долю «Алабуги», — рассказал Минниханов.
Выручка «Алабуги» прирастала на 40% в год на протяжении последних пяти лет. Прошлый год завершился с результатом 731,5 миллиона рублей. В этом году ожидают 937,7 миллиона. В 2017 году прогнозируют более 1,3 миллиарда рублей, в 2018-м — 1,9 миллиарда, и 2,7 миллиарда в 2019 году. Однако Минниханов отметил, что результатами развития ОЭЗ власти Татарстана удовлетворены не вполне. Если бы не сложности в политической обстановке, то резидентов могло бы быть не 48 (из них 22 завода), а сотня.
Собянин тоже сказал несколько комплиментов «Алабуге». Он посетил два завода — Armstrong (натяжные потолки) и «Тракья Гласс Рус» (листовое стекло) и поселок для работников ОЭЗ. Как выяснилось, московский градоначальник приехал в регион набираться опыта. «Москва — это промышленный город. И нам интересно, как развивается одна из успешных особых экономических зон страны. Мы лучше других понимаем, как сложно с нуля создать современное производство и как сложно создать целый пул производств со всего мира. Причем, уровень этих производств действительно мировой», — сказал Собянин. Он пригласил татарстанцев в создаваемую в Москве ОЭЗ «Зеленоград», отметив, что кооперация между регионами очень важна.
Его зам, Хуснуллин, говорил дольше остальных спикеров. Он рассказал историю о том, как была создана «Алабуга». «Рустам Нургалиевич пилотировал вертолет. Возвращаясь из Набережных Челнов, он сказал мне: «А давай посмотрим, что там в Елабуге?» Прилетев на это самое место, мы увидели корпус, который разбирался. Рустам Нургалиев принял молниеносное решение и сказал: «Вышел какой-то закон об особых экономических зонах. Надо его изучить и посмотреть, как его применить». С тех пор началось развитие «Алабуги». Это было 10 лет назад», — вспоминал Хуснуллин.
Он говорил о том, как татарстанские чиновники проехали Китай, Сингапур, Швецию, знакомясь с опытом создания ОЭЗ в мире. Затем, по его словам, появился Тимур Шагивалеев — «выпускник МГИМО, внук известного строителя республики Татарстан».
«Так появился проект первой особой экономической зоны. Рустам Нургалиевич заявил: «Я не знаю, что получится, вот тебе первый миллиард (из бюджета РТ — Inkazan) — давай строить инфраструктуру», — рассказал Хуснуллин. Еще он вспомнил, как директор завода «Форд Соллерс» Адиль Ширинов «спал на раскладушке» на строящемся предприятии, чтобы выполнить обещание — через год после начала строительства выпустить первые автомобили.
Генеральный директор «Алабуги» кратко остановился на вехах развития особой экономической зоны. Его выступление сопроводили два видеоролика. Акцент был сделан на планах развития. В будущем в Татарстане появится «Алабуга-2». Индустриальный парк на 3,2 тысяч рабочих мест расположится в Нижнекамском районе Татарстана. Он призван решить проблемы с инфраструктурой для проектов по нефтепереработке в промышленном кластере «Иннокам». Инвестиции составят 316 миллионов рублей.
«Это очень сложный проект. Нам предстоит большая работа с Федеральной налоговой службой, Министерством финансов России, Министерством промышленности РФ», — сказал Шагивалеев.
Концепцию «Алабуги-2» доработают и представят президенту Татарстана в ближайшем будущем. По словам Шагивалеева, до конца 2016 года его команда сформирует список резидентов в Свияжский мультимодальный логистический центр. Сама «Алабуга» рассчитывает привлечь не менее 60 резидентов с инвестициями в 100 миллиардов рублей. Такие результаты, по словам Шагивалеева, должно принести сотрудничество с Китаем.
Общаясь с журналистами, Минниханов еще раз положительно отозвался об итогах работы «Алабуги» за 10 лет. «Я очень сожалею, что в России эту тему (создание особых экономических зон — Inkazan) как-то замылили. Считаю, что задачу прироста экономики на 4-5%, поставленную президентом Владимиром Путиным, без таких точек роста будет сложно решить. Примером является «Алабуга». Я считаю совершено неправильным, когда количество ОЭЗ в стране стало 30 с лишним. Надо было сделать пять-шесть зон, и довести их до логического завершения. Сегодня мы вложили в каждую зону по пять копеек и хотим получить какой-то результат. К сожалению, это не получается», — резюмировал Минниханов.