Надо создавать условия для инвесторов: кто «питает» электронику России

Надо создавать условия для инвесторов: кто «питает» электронику России

5 ноября , 09:53ЭкономикаPhoto: 1МI
Электроника окружает нас повсюду, но большую часть рынка до сих пор «кормит» государство. Кто развивает электронную промышленность, и где рождаются умные вещи — разбирался «Бизнес вектор».

Эксперты убеждены, что бороться с мировыми гигантами электроники за счет высокого качества или низкой цены практически невозможно. Поэтому остается один путь — постоянно разрабатывать что-то новое и переходить на новые материалы.

«Надо создавать условия для инвесторов. Если мы будем рассчитывать только на государство, что вот оно будет вкладывать в эту отрасль и только государство, то, конечно, далеко мы не рванем», — считает президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин.

Photo:скриншот

По данным минпромторга страны, объем рынка электроники составляет 3,6 трлн рублей. Доля отечественной продукции в нем равна примерно 180 млрд рублей. Большая сумма уходит в космос — 70 млрд рублей, еще 36 млрд рублей — это промышленная электроника, 18 — средства связи, 16 — системы безопасности, 15 млрд — это рынок светотехники. Прочих электронных приборов создано на 25 млрд рублей.

Татарстан также активно развивает эту отрасль. В апреле этого года минкомсвязи России опубликовало список организаций, являющихся системообразующими для страны. Туда вошли три компании от республики, которые занимаются разработкой программного обеспечения, телекоммуникацией и другими схожими сферами. Ими стали АО «Айсиэл-КПО ВС», АО «Барс Груп» и ПАО «Таттелеком».

ТПП посчитала, что на российском рынке электронной техники работают 1,6 тысячи производителей. Одна четвертая из них принадлежит государству. Большая часть компаний объединяется в холдинги. К примеру, «Микрон», крупнейший производитель микросхем, входит в холдинг АФК «Система».

Общая выручка компании в 2019 году составила 11,7 млрд рублей. Основной доход — это госконтракты на 8,2 млрд рублей. На втором месте стоит экспорт товаров — 2,3 млрд, а на третьем — коммерческие заказы. В прошлом году их сумма превысила 1,2 млрд рублей.

Эксперты убеждены, что в скором времени производству «Микрона» потребуется серьезная модернизация. По словам заместителя генерального директора по производству Сергея Ранчина, сейчас «Микрон» рассматривает несколько планов инвестиций. Сумма в них колеблется от 4 до 60 млрд рублей. Все будет зависеть от задач, поставленных государством.

Президент ТПП считает, что вложение в высокотехнологичное производство будет долгосрочным. При этом оно быстро не окупится, а производителям придется подумать о том, как наладить массовость с низкой себестоимостью и оставаться конкурентными.

Еще одним крупным производителем электроники в России является компания «Штрих-М». Ее продукцию можно встретить везде, где принимают оплату или идет учет товара. По данным этого года 30% выручки компании — это весы, кассы, терминалы по приему банковских карт, еще 30% — тахографы. Большая часть производства — 40% — это паркоматы, билетные автоматы, стойки информации.

По словам президента ГК «Штрих-М» Андрея Журавлева, примерно половина дохода компании — это рыночные отношения. Вторые 50% состоят из заказов, в том числе государственных. На данный момент у компании 4 производства в стране, также она старается сама производить комплектующие.

Стоимость производства электронных приборов является недешевой. 25% от нее составляют электронные компоненты, еще 30% — это прочие детали. 10% — программное обеспечение. Столько же уходит на зарплаты сотрудников. Общая прибыль производителя в среднем составляет 25%. Сейчас «Штрих-М» поставляет свою продукцию за рубеж, в том числе в Европу.

В следующем году компания надеется получить новые субсидии на разработки матриц для сканирования штрих-кодов. В Российском бюджете в том числе на эти цели заложено 114 млрд рублей. Стратегия по развитию радиоэлектроники, рассчитанная до 2030 года, и вовсе оценивается в 1 трлн рублей.

Но, по мнению Катырина, поднять отрасль одними деньгами не получится. Чтобы успевать за временем, нужно сделать ее открытой для технологий и привлекательной для инвестиций. «Здесь нужны такие же нестандартные решения, как и с IT-отраслью. Когда не для всех вообще, а именно для IT-компаний создали необычайные условия по привлекательности с минимальным налогами, какие сегодня для этих компаний созданы в РФ», — считает президент ТПП.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter