Posted 6 марта 2019,, 06:16

Published 6 марта 2019,, 06:16

Modified 17 сентября 2022,, 15:52

Updated 17 сентября 2022,, 15:52

Имидж немножко портят: агропарк «Казань» ответил на критику Счетной палаты и ФБК

6 марта 2019, 06:16
Агропромышленный парк «Казань» за короткий срок попал под огонь критики Счетной палаты, а затем и Фонда борьбы с коррупцией (ФБК). Сегодня журналисток в преддверии 8 Марта пригласили на экскурсию по объекту.

Хоть, по словам главы минсельхоза РТ Марата Ахметова, это просто место встречи, но не ее цель, все же значительная часть выступления генерального директора «Казани» Олега Власова была уделена именно агропарку. Встречу можно назвать ответом площадки своим критикам.

Ответ ФБК

Встреча с журналистами проводилась под эгидой 8 Марта, и Ахметов несколько раз одергивал гендиректора агропарка, но Власов рвался рассказать о работе площадки.

Хоть имена и организации не назывались, но красной нитью проходило ответное послание ФБК. Так, например, одним из пунктов обхода агропарка была встреча с арендаторами, которые в ролике фонда продемонстрировали мясо с червями. «Видео снималось для поставщика, чтобы улучшить качество мяса. Теперь этим видео воспользовались и как-то портят имидж агропарка. Конечно, никаких червяков нет», — заверили они.

Другие резиденты обратились к Ахметову, заявив, что «все шикарно, кроме одного — имидж немножко портят». «Выкладывает там какой-то профсоюз. Мы стараемся, вот столы — мясо свежее», — добавили они.

Но, пожалуй, главная претензия фонда была в том, что арендаторов «без конца штрафуют по надуманным поводам». По словам Власова, проект договора с резидентами был составлен вместе с юристами после изучения опыта подобных агропарков в России и за рубежом. И привел следующие цифры: с начала года было зафиксировано 620 различных нарушений, до реальных штрафных санкций дошел 21 случай. А сами нарушения некардинальные, подчеркнул Власов.

«Поэтому все эти эмоции некоторых арендаторов обусловлены только одним: (резидент — Inkazan) подписал договор, сперва не оценил, как ему будет сложно, потом понимает, что в эти условия он не попадает», — сказал директор агропарка.

Он высказался и о собственно расследовании Фонда борьбы с коррупцией или «различных штабов политических сил». Власов считает, что подобные заявления не обусловлены заботой о сельхозпроизводителях. «Кто-то заявляет о том, что права у кого-то нарушили, но за пять лет ни одного обращения в суд, которое подтвердило бы нашу несостоятельность, не было. Все выводится в плоскость эмоций», — сказал спикер.

Эмоциональную речь Власова Ахметов попытался перевести в более нейтральное русло: «Ты ведешь себя так, как будто оправдываешься. Тебя же никто не винит».

Агропарк намерен перевести диалог с ФБК в юридическую плоскость, формируется штаб юристов. «Я надеюсь, у тех заявителей есть достаточно финансовых средств, чтобы восполнить моральный ущерб», — закрыл тему Власов.

Ответ Счетной палате

За последнее время «Казань» стала предметом изучения не только ФБК, но и Счетной палаты. Выводы последней, как выразился Ахметов, «затронули душу» Власова. Чтобы доказать эффективность агропарка, во время экскурсии журналистам показали и «фермерский дворик», где продают закупленную у фермеров продукцию, и прилавки-«однодневки», где за 400 рублей в день можно реализовать свои товары, и хлебопекарный цех, выручка которого выросла в 10 раз.

Но, пожалуй, то, что действительно пришлось как нельзя кстати к рассказу Власова, так это очередь к торговой точке тепличного комбината «Майский». Она растянулась на несколько метров. По словам гендиректора, комбинат порой выставляет по три продавца.

Ахметов отметил, что нужно поставить еще один павильон с двумя работниками. «На «майские» продукты раз такая очередь, то всегда народу много будет. Они не нуждаются в рекламе», — сказал министр.

В своем отчете Счетная палата главным образом указывала на то, что в агропромпарке мало фермеров (около трети) и много посредников. Тут за «Казань» вступился глава минсельхоза РТ, приведя в пример фермеров, у которых всего 30-50 коров и которым нужно следить за хозяйством. «Смогу ли я каждый день привозить сюда и продавать свою молочную продукцию? Конечно, я должен кого-то нанимать, с кем-то договариваться», — сказал Ахметов.

По словам министра, то, что обязательно должны присутствовать сами фермеры – это необъективное требование. Самое главное – чтобы в большей степени продавались именно продукты татарстанских аграриев.

Другие претензии аудиторов — предоставление преференций определенным коммерсантам, невзысканные долги. По предположению Счетной палаты, одну из задолженностей не взыскали потому, что директором ООО «Агропарк Мясопром» является заместитель главного бухгалтера площадки.

Власов заявил, что нарушения не были связаны с какими-то криминальными процессами. «За весь период работы агропарка ни рубля присвоено не было, как бы кто-то не пытался исказить ситуацию и выдать желаемое за действительное. Никакого неэффективного использования средств государства не произошло», — дополнил руководитель площадки.

На заседании СП, где присутствовал и сам Власов, председатель палаты задал вопрос: «Надо ли было возводить такой огромный комплекс?». Но ответ прозвучал только на сегодняшней встрече: «Мы хорошо понимали, что меня поставили в агропарк, не для того, чтобы я философствовал на тему «какой большой агропарк», мы должны были реализовать этот проект», - сказал директор объекта.

Последняя претензия аудиторов касалась депозитов в рухнувших «Татфондбанке» (31 млн рублей) и «Интехбанке» (1,5 млн рублей) — это более половины активов «Казани». По мнению СП, это может привести к риску ликвидации агропарка.

Как отметил Власов, для него застрявшие деньги — «серьезный удар»; то, что сумма крупная подтвердил и Ахметов. По словам директора агропромпарка, все инстанции, которые необходимо пройти, пройдены. Юристы каждую неделю рассматривают возможные варианты выхода из ситуации.

О сельском хозяйстве в Татарстане: доярки, цифровизация, экспорт молока

«Главный крестьянин» Татарстана Ахметов в преддверии женского праздника поделился личным: вспомнил о временах, когда начинал работать председателем колхоза, не хватало доярок и ему приходилось ходить по домам, искать работниц. По словам министра, с тех пор у него закрепилось впечатление, что «доярка — это такая личность, как будто весь мир на ней держится».

Он отметил, что у доярок с хорошими надоями зарплаты бывают до 40 тысяч рублей, но с сожалением добавил, что есть и те, кто получают 12-16 тысяч. По его словам, оплата труда зависит как от самих работниц, так и от работодателей.

Говорили и о развитии сельского хозяйства в целом, например, в цифровизации. Ахметов считает, что настанут времена, когда над полями будут летать беспилотники. Но пока планы более конкретные: внедрение «цифры» в учет продукции. Так, уже действуют пилотные проекты, когда по бутылке молока можно определить, когда была надоена корова, от чего привито животное. Пока элементы цифровизации встречаются фрагментарно, но полного налаженного цикла ни на одном производстве РТ нет. Минсельхоз работает в этом направлении: появляется совместная с Казанским федеральным университетом программа по цифровизации.

Власов дополнил слова министра тем, что агропарк собирается вместе с татарстанской IT-компанией создать реестр, по которой можно будет узнать всю информацию о продукции резидентов «Казани».

Также журналистов интересовало, сколько тонн продукции республика произведет в этом году. Ахметов давать прогнозы отказался, но кое-какие цифры назвал. «Если Белгород производит 1,5 млн тонн мяса птицы, свиней на своих 1,5 млн га пашни, почему мы должны ограничиваться 500 тысячами тонн мяса? У Татарстана потенциал – 1 млн тонн мяса. По молоку я ориентир держу примерно на 2,5 млн тонн», — сказал он. Спикер добавил, что зерна РТ должна производить минимум 5,5 млн тонн, масличных культур — порядка 600-700 тысяч тонн, сахарной свеклы — 3 млн тонн, больше климат не позволяет. «Мы считаем, потенциал сельского хозяйства Татарстана еще до конца не реализован», — полагает министр.

Ахметов упомянул Белгородскую область неслучайно. На февральском заседании он говорил, что регион вытеснил республику по валовой продукции сельского хозяйства.

А еще Татарстан собирается экспортировать молоко за границу. Напомним, на заседании коллегии министерства Ахметов возмутился, что среди местных компаний никто не поставляет эту продукцию —«козырную карту Татарстана», как назвал ее министр — в Китай. Планируется, что к осени продукция Казанского молочного комбината выйдет на рынок Поднебесной.

"