Posted 9 августа 2019,, 15:20

Published 9 августа 2019,, 15:20

Modified 17 сентября 2022,, 16:18

Updated 17 сентября 2022,, 16:18

Властям это не нужно: добьется ли Татарстан снижения отчислений в бюджет страны

9 августа 2019, 15:20
С начала года Татарстан направил в федеральный центр 74% доходов – около 364 млрд рублей. Год от года сумма, отчисляемая в бюджет страны, растет, как и недовольство региональных властей. Inkazan спросил у экспертов, как изменить ситуацию и что будет, если правительство России пересмотрит свою политику.

Республика является одним из крупнейших регионов-доноров. По данным на 2018 год, более четверти от общего объема налоговых поступлений в федеральный центр перечислил Ханты-Мансийский автономный округ. На втором месте расположилась Москва (12%), затем Ямало-Ненецкий Автономный округ (10%), Санкт-Петербург (6%) и Татарстан (4%).

Такие данные привела профессор Московского государственного университета Наталья Зубаревич. В то же время 74 региона направили лишь 26% от общей суммы налоговых поступлений. При этом инвесторы в основном выбирают Московскую и нефтегазовую Тюменскую области, а также Санкт-Петербург и Татарстан.

При этом федеральные субсидии в республику, не учитывая выданные на проведение Универсиады кредиты, с 2012 по 2016 годы сократились в два раза - с 24,3 до 12,3 млрд рублей. На то время в федеральный бюджет уходило 57% налогов, перечисленных семью крупнейшими компаниями Татарстана.

В сентябре 2016 года Центр развития регионов предложил возвращать регионам, успешно привлекающим инвестиции, до 1 млрд рублей налоговых отчислений. На тот момент их общая сумма могла составить 7,6 млрд рублей или 0,5% от всей собранной суммы. Получить возврат могли крупнейшие субъекты-налогоплательщики, в том числе Татарстан.

«Я понимаю, почему не нашла поддержку эта инициатива. А кто восполнит этот миллиард? Откуда эти деньги возьмут, которые столь необходимы регионам-реципиентам? Инициатива понятная, но трудно реализуемая», - заявил Inkazan экономист, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.

В то же время аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев назвал предложение хорошим стимулом для субъектов. «Если все время забирать, никто не будет работать. Это грамотная политика. Стимулировать надо. То, что регионам какая-то часть возвращается, это одна из тех, грубо говоря, морковок, на которые привлекают ослика, чтобы он шел вперед», - сказал он.

В 2016 году стало известно, что федеральный центр намерен взимать с регионов дополнительные налоги. Если в начале осени глава РТ Рустам Минниханов заявил, что без этого решения «было бы немножко лучше», то в декабре 2016-го он охарактеризовал его как глупость и раскулачивание, при котором «весь заработок уйдет на покрытие того, что у нас изъяли».

По оценке министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, это стоило республике около 6,5 млрд рублей в год. Тогда ведущий сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский заявил, что эти решения являются вынужденными. «Быстрее развиваться страна из-за них не станет. Но исходят из соображения, что дыры надо чем-то заткнуть, а затыкать больше нечем», - сказал он.

Резкая критика федеральных властей больно ударила по политическому весу Минниханова на бирже губернаторов. Однако эту точку зрения разделял не только он. Летом 2017 года в Казани прошел пикет Всетатарского общественного центра, где активисты предложили ограничить сумму отчислений в бюджет страны, приведя ее к единому нормативу или фиксированной сумме.

Дополнительной нагрузкой на бюджеты регионов стали национальные проекты. В 2018 году Минниханов потребовал от республиканских министров «серьезно поработать по финансовому обеспечению» нацпроектов. «Надо отстаивать, надо ездить. Всех надо отправить в Москву», — сказал глава РТ.

Пока Татарстан пытается получить больше субсидий, сумма отчислений в бюджет страны растет. В апреле этого года на заседании комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам стало известно, что республика отдает 65% доходов (521 млрд рублей) против 57% в 2016 году. В регионе остался 291 млрд. Всего 43 млрд было получено в рамках межбюджетных трансфертов.

«У нас в принципе интересное федеративное отношение. Оно исходит из того, что (нужно – Inkazan) больше взять из регионов, потом деньги уйдут, в том числе регионы-доноры, по различным госпрограммам, проектам. Но сначала федеральный центр много привлекает, а потом что-то отдает. Надо на начальном этапе стараться меньше привлекать», - сказал Николаев.

Глава комитета Леонид Якунин назвал такое распределение проблемой, которая должна подниматься органами власти. Он заявил, что у Татарстана должно оставаться по крайней мере 50% доходов, которые республика могла бы инвестировать в проекты или направить на обеспечение исполнения указов президента РФ.

«Нужно чтобы регионов-реципиентов было меньше, а больше регионов-доноров. Тогда естественным образом процент отчисления уменьшится», - заявил Корнев. Ситуация может измениться если радикально улучшится ситуация с инвестициями, заработает малый и средний бизнес, то есть эти регионы-получатели начнут немного зарабатывать, считает эксперт.

«Я думаю, что перераспределение средств из регионов-доноров к регионам-реципиентом будет извечным, просто вопрос в объемах», - сказал аналитик. Однако, по его мнению, в ближайшее время ситуация не изменится. И Корнев, и Николаев сходятся в одном – идеального положения, когда все регионы станут донорами, никогда не будет.

Несмотря на недовольство региональных властей политикой федерального центра, Татарстан не выносит сор из избы. На переговорах с верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Ламберто Заньером в июле этого года спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заявил, что регион с пониманием относится к растущей сумме отчислений.

На тот момент Татарстан перечислил в бюджет страны уже 74% мобилизованных доходов. Практика других регионов-доноров показывает, что эта цифра может расти. Так, Тюменская область, как и республика сидящая на «нефтяной игле», за последние шесть месяцев заработала почти 130 млрд рублей, из них почти 106 млрд или 81% были направлены в бюджет страны.

В Ямало-Ненецком автономном округе доля отчислений составляет 90%, в ряде регионов она доходит почти до 100% средств, собранных на территории субъекта, заявляла Зубаревич. «У нас невозможна простая, тупая децентрализация. Нет простого решения, мы в этом смысле сложная страна», - сказала она.

По данным на 1 апреля государственный долг Татарстана составлял 94,2 млрд. В его структуру входят кредиты, которые регион-донор взял у федерального центра, и гарантии ПАО «Камаз». Республика рефинансировала кредиты, чтобы облегчить процесс их погашения. При этом в месяц Татарстан отправляет бюджет страны около 89 млрд, которых бы хватило на его покрытие.

«Регионы-доноры становятся зависимыми от федерального центра. Но сколько обратно они получат? Баланс будет такой, что они больше перечислили. Надо отказываться от модели бюджетных ситуативных отношений, когда слишком большая часть изначально начисляется. Эту политику федерализма надо пересматривать», - сказал Николаев.

По мнению Корнева, слом сложившейся системы может привести к социальным протестам. «Властям это не нужно. При этом протест в регионах, у которых забирают, маловероятен, а протест в регионах, которые останутся без денег и, грубо говоря, положат зубы на полку – там-то реально могут быть серьезные проблемы», - сказал эксперт.