Posted 11 марта 2020, 09:06
Published 11 марта 2020, 09:06
Modified 20 августа, 15:29
Updated 20 августа, 15:29
Распространение коронавируса и направленные на его сдерживание меры привели к падению спроса на топливо. В последние годы подобная проблема нивелировалась снижением добычи нефти, которое уменьшало предложение – такое решение принимали участники Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). В 1998 году Россия стала наблюдателем, в 2015-м ей предложили войти в состав организации, но страна осталась на той же позиции. В этом году Россия не поддержала соглашение о сокращении добычи – срок действия прежних договоренностей заканчивается с началом апреля: добыча нести будет вестись в соответствии с планами компаний.
СМИ сообщали, что такой исход поддерживал глава ПАО «Роснефть» Игорь Сечин, опираясь на несколько факторов. Участие в соглашении привело бы к остановке разработки на ряде месторождений, что стало бы причиной порчи существующих запасов нефти. Сокращение добычи негативно отражалось на темпах экономического роста сидящей на «нефтяной игле» России, в то время как страны, не входящие в ОПЕК, в частности США и Бразилия, наращивали свою долю на международном рынке. Отказ России от сделки замедлит рост добычи в США, что поддержит нефтяные котировки.
Будущее российской экономики зависит от распространения коронавируса, уже значительно повлиявшего на биржи по всему миру, что стало причиной ослабления рубля. На фоне этого отказ продления договоренностей с ОПЕК позволяет российскому правительству контролировать происходящее в экономике, учитывая прогнозы экспертов, согласно которым спрос на нефть нормализуется во второй половине 2020 года. В то же время существует риск, что распространение болезни выйдет из-под контроля и продолжит влиять на экономику, что, согласно подсчетам Bloomberg, приведет к рецессии.
Обрушение цен на нефть не выгодно ни одному из государств, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев: себестоимость добычи «черного золота» практически везде высока. На Ближнем Востоке запасы легкоизвлекаемой нефти заканчиваются. Дешевле всего ее добывать в Саудовской Аравии и Кувейте - около $17 за баррель. Есть страны, где стоимость добычи достигает $55-60. Россия находится в середине этого списка. Если в Арктике на добычу одного барреля нефти тратится порядка $50, то средняя себестоимость по стране - около $40 за баррель: сейчас топливо марки Brent стоит около $37.
«Татарстанская нефть тяжелая, сернистая. Татарстан в этом плане богат, он практически весь стоит на битуме, который залегает на относительно небольших глубинах. Но его трудно извлекать», - сказал Корнев. Аналогичная проблема существует в США с их сланцевой нефтью, в Канаде. Значительная часть контрактов американских компаний застрахована на текущий год. Если низкая цена на нефть продержится дольше, они начнут разоряться, сказал эксперт. Заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова считает, что «Татнефть» начнет работать в убыток, если стоимость барреля на несколько месяцев упадет ниже $25.
Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко заявил, что девятого марта котировки акций «Татнефти» снизились на 25%, на следующий день снижение составило 14,29. По его словам, очевидно, что региональные игроки более чем на 25% снизят объем выручки от экспорта в валюте, чуть более чем на 15% - в рублях. Чередниченко считает, что шоковая ситуация конечна, а рынки приблизятся к уровню конца февраля – начала марта текущего года. Эксперт уверен, что говорить о переделе российского нефтяного рынка в текущей ситуации не придется.
По словам Мильчаковой, компания разрабатывает старые месторождения, на которые распространяются налоговые льготы. В то же время введение новых подобных мер поддержки маловероятно. То же самое можно сказать о наиболее эффективных малых нефтяных компаниях Татарстана. Эксперт уверена, что вероятность их банкротства не велика, даже в том случае, если структуры слишком закредитованы. В таком случае их, скорее всего, выкупят более крупные игроки. При этом наиболее интересны будут те малые компании, у которых есть перспективные проекты в нефтедобыче.
Делать прогноз о вероятности приобретения «Татнефти» ПАО «Роснефть» Корнев затруднился. «"Роснефть" - компания настолько близкая к государству, что мы представления не имеем, какие там закулисные дела творятся. Подобные вопросы - уже вопросы политические. Потому что если «Роснефть» выкупает «Татнефть», по идее Федеральная антимонопольная служба тут же должна встать на дыбы, потому что у нас появляется супермонополист», - сказал Корнев. По его словам, в России подобные вопросы решаются «без особой огласки». «Такое произойти может, потому что мы живем в России: зарекаться от чего-либо у нас нельзя», - сказал он.
Корнев считает, что пока решения по несокращению добычи нефти - это лишь заявления России и Саудовской Аравии, данные в пику США. Это уже не первая подобная попытка: в 2015-2016 годах арабская страна пыталась надавить на США. В результате ОПЕК существенно снизила добычу, Соединенные Штаты также сократили ее, но всего на 1,5 года. Сегодня первое место по объемам добычи нефти занимает США. «Цены на нефть рухнули гораздо больше, чем ожидалось. Предполагалось, что цены просядут до $40, и этого было бы достаточно для того, чтобы американцам было плохо», - сказал Корнев.
Однако «получилось плохо всем», после чего и Россия, и Саудовская Аравия делают более осторожные заявления о готовности вернуться за стол переговоров. Эксперт уверен, что ситуация будет развиваться по этому сценарию - до конца марта стороны примут решения, которые поднимут цены на нефть до уровня выше $40 за баррель. Эта стоимость будет приемлема, в том числе для татарстанских компаний. Мильчакова прогнозирует, что в ближайшие дни курс доллара останется в рамках 71-72 рублей, евро – в рамках 79-81 рублей. В случае падения цен на нефть до $30 за баррель есть вероятность роста доллара до 76 и евро до 86 рублей.