Posted 12 февраля 2020,, 15:54

Published 12 февраля 2020,, 15:54

Modified 17 сентября 2022,, 16:46

Updated 17 сентября 2022,, 16:46

Будущее «Красного Востока»: часть хозяйств будут проданы, а костяк останется?

12 февраля 2020, 15:54
Будущее одного из крупнейших сельхозпроизводств России – агрохолдинга «Красный Восток» - туманно. После гибели депутата Госдумы и фактического основателя агроимперии Айрата Хайруллина она осталась без серьезной лоббистской поддержки – холдинг может как стать частью агрокорпорации, так и быть проданным по частям.

В конце прошлой недели при крушении вертолета в Татарстане погиб депутат Государственной Думы Хайруллин. Его смерть стала большой потерей не только для родных и близких, но и для сельскохозяйственной отрасли республики. Последние 16 лет он лоббировал интересы и близких к его семье компаний, и Татарстана в должности зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам и в качестве президента «Союзмолока».

Журнал Forbes поставил народного избранника на 96 строчку в рейтинге 100 богатейших депутатов и чиновников России. Однако не стоит забывать, что Хайруллин был в первую очередь успешным коммерсантом, глубоко интегрированным в структуру федеральной власти и имевшим прочные связи с чиновниками, которые напрямую влияют на развитие агропромышленного комплекса страны.

Законотворческие заслуги депутата отметил премьер-министр страны Михаил Мишустин. Хайруллин занял 11 место в рейтинге депутатов по числу предложенных и подписанных президентом России законопроектов, что позволило привлечь в отрасль 237 млрд рублей господдержки, сообщается на его сайте. По данным на 2017 год, в развитие «Красного Востока» было вложено 32 млрд рублей. За 2018 и 2019 годы холдинг получил софинансирование по 10 направлениям и девяти региональным статьям поддержки, сумма вложений неизвестна.

Империя семьи Хайруллиных состоит из трех частей – убыточной торговой сети «Эдельвейс», недвижимости и агрохолдинга «Красный Восток» - одного из крупнейших в Татарстане по площади сельхозугодий и производству молока. В его состав, согласно сайту холдинга, входит 13 крупнейших в Европе мегаферм. «СПАРК-Интерфакс» не показывает прямой связи холдинга с Хайруллиным, однако собеседники Inkazan называют его бенефициаром «Красного Востока».

Фактически председателем совета директоров холдинга является Владимир Панков, гендиректором – Риф Аглямов, сообщается на сайте «Красного Востока». По словам собеседника Inkazan, они осуществляли номинальное руководство компанией - реальный контроль оставался за Хайруллиным.

По словам заместителя председателя комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахира Хадеева, многое для становления агрохолдинга было сделано Хайруллиным. Это мнение поддерживают и другие спикеры Inkazan, несмотря на то, что депутат пытался дистанцироваться от компании в публичном поле.

«У него была, есть слаженная команда, есть сыновья, есть люди, как говорится – наработанный бизнес. Хотелось бы, чтобы они продолжили его дело. Для этого сегодня есть его имя, его база. Конечно, это легендарная личность, повторить его невозможно, но жизнь ведь такова – иногда так выстреливает и приходится с учетом тех положений, которые слагаются. Поэтому, я думаю – это будет экзамен на выдержку той команде», - сказал Хадеев.

В то же время гибель Хайруллина стала большой угрозой активам семейной империи. И дело не только в отсутствии мощного лоббиста, но и в планах федерального правительства.

По словам собеседника Inkazan, правительство России всерьез рассматривает идею создания государственной корпорации, работающей в сфере сельского хозяйства. Предполагается, что структура по аналогии с «Роснефтью» «поглотит» крупные региональные агрохолдинги, сосредоточив управление значительной частью отрасли в одних руках. По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Корнева, сейчас многое зависит от того, какую позицию примет правительство Мишустина.

«Более 70% ВВП формируются госкорпорациями. Не раз говорилось о том, что подобная картина неблагоприятно влияет на экономику страны: снижает конкуренцию, прозрачность бизнеса, ухудшает эффективность управления. Много разговоров идет о том, что надо уходить от чрезмерного огосударствления экономики и какую-то часть приватизировать», - сказал эксперт.

Корнев считает, что некрупные сельхозпредприятия показывают себя «достаточно эффективно». Если их начнут «укрупнять», создавая единого оператора в масштабах страны, это может дать негативный эффект. «Поэтому мы сейчас сидим и ждем, что озвучит новое правительство. Сами понимаете, любой монополизм ведет к снижению эффективности, повышению цен», - заявил он.

Глава комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин в беседе с корреспондентом Inkazan не подтвердил и не опроверг возможность создания такой структуры. Он заявил, что Дума совместно с минсельхозом России намерена провести слушания о вводе 40 млн гектаров бросовых земель (тех, что нельзя использовать без мелиорации – Inkazan) в оборот. По его словам, для этого нужна государственная поддержка, а уже после приведения земель в порядок их можно было бы сдать в аренду или передать созданной для этого крупной корпорации.

«О том, чтобы скупать малые хозяйства или фермерские хозяйства речи не может быть. «Роснефть» - это вахтовый метод работы, что касается нашего землепользования - это земля кровью и потом полита, поэтому люди там должны жить, любить эту землю и работать», - сказал Кашин, добавив, что «эти методы нас абсолютно не устраивают, они пагубны для России».

Если госкорпорация все же будет создана, такой гигант как «Красный Восток» попадает в число компаний, которые могут заинтересовать федеральный центр. Агрохолдингу придется присоединиться к госкорпорации или «подвинуться», сдав ранее завоеванные на рынке позиции. Стоит учитывать и то, что семейная империя потеряла лоббиста, который мог бы договориться о приемлемых условиях вхождения агрохолдинга в новую структуру или противостоять этому.

Собеседники Inkazan не исключают, что борьба за активы может развернуться и внутри семейства. «Есть другие акционеры, наверняка есть наследники. Вопрос в том, насколько качественно они смогут управлять этими активами. Тут, безусловно, на первое место выходят персоналии. Потому что он действительно был талантливым бизнесменом и хорошо умел управляться с большим количеством таких разноплановых бизнесов», - сказал Корнев. В отличие от наследников других богатых жителей Татарстана, дети Хайруллина не появляются в медиа-поле – о них ничего не известно.

«Я думаю, все будет нормально. Семья обговорила этот вопрос, у меня такая есть информация. Они готовы этот груз дальше нести, я понимаю, это сложный бизнес. Они уже при Айрате Назиповиче потихоньку вникали в суть этих вопросов. Я уверен, что компания будет дальше работать и развиваться», – заявил Inkazan вице-спикер Госсовета, экс-министр сельского хозяйства Татарстана Марат Ахметов.

Корнев уверен: не стоит пугаться, что дело Хайруллина погибнет, потому что «скорее всего, упавшему знамени не дадут упасть окончательно». Однако не исключено, что это приведет к продаже агрохолдинга. Корнев считает, что если владельцы примут такое решение, спрос будет достаточно высок: в сфере сельского хозяйства «активно идут слияния и поглощения», многие крупные федеральные компании расширяются.

Вопрос будет заключаться только в стоимости активов и их реальном состоянии. Очевидно, что власти республики не захотят потерять принадлежащие «Красному Востоку» активы – молочное, мясное, растениеводческое производства и 265 тысяч гектаров земли, на которых они расположены. Пока сложно сказать, кто конкретно захочет приобрести «уникальное и крупнейшее сельскохозяйственное производство в России», как гласит сайт холдинга.

Оглядываясь на перспективу создания госкорпорации, их попытаются выкупить дешево. «Вполне может оказаться, что бизнес не будет продаваться единым лотом, а какие-то отдельные его фрагменты, которые менее интересны новым владельцам, найдут себе новых хозяев. Очень может быть, что часть хозяйств будут проданы, а костяк останется», - считает Корнев.

Inkazan направил запрос в «Красный Восток» с просьбой сообщить о планах относительно будущего агрохолдинга. На момент публикации материала ответ не поступил.

Татарстанские власти, по словам Хадеева, с понимаем относятся к сложившейся ситуации. В ходе итогового заседания коллегии минсельхоза республики министр Марат Зяббаров поручил главам районов и отраслевым ведомствам оказать практическую помощь в сохранении и росте действующих производств «Красного Востока». Он пообещал, что компания будут находиться под пристальным вниманием министерства, которое «окажет необходимую помощь» продолжателю дела Хайруллина.

При этом важно помнить, что у Татарстана очевидно нет близких отношений с федеральным министерством сельского хозяйства: за последние пять лет его руководители посещали регион в среднем один раз в год. В отсутствии мощного лоббиста в Госдуме рассчитывать на дальнейшие преференции для Татарстана не приходится.