Posted 13 июня 2017,, 12:12

Published 13 июня 2017,, 12:12

Modified 11 сентября 2022,, 08:37

Updated 11 сентября 2022,, 08:37

Как ювелирная отрасль переживает кризис

13 июня 2017, 12:12
Кризис заставил продавцов и производителей ювелирных изделий приспосабливаться к новой реальности. Вместе с доходами населения снизился как спрос на продукцию, так и ее вес. Только сейчас, после долгого периода неудач, в отрасли появляются перспективы роста, отмечают участники рынка.

Год назад представители рынка ювелирных изделий забили тревогу: в первом квартале 2016-го спрос на изделия достиг минимума с 2008 года. Продано было 7,7 тонн продукции, то есть на 17% меньше, чем за год до этого. Такие данные опубликовал Всемирный золотой совет.

Падение спроса началось, по данным организации, еще в 2014 году. Произошло это в результате девальвации рубля, введения санкций и снижения экспортных сырьевых доходов государства, писал Золотой совет. С тех пор отрасль продолжало лихорадить: из-за кризиса падал средний чек и вес продаваемых изделий, с рынка вынуждены были уходить большие игроки. Как отмечали некоторые участники рынка, относительно стабильно продолжали продаваться лишь классические изделия с одиночным крупным бриллиантом. Судя по всему, это даже подтолкнуло минэкономразвития России задуматься о снятии запрета на продажи ювелирных изделий через интернет.

"Большинство наших предложений не требуют вообще никаких финансовых затрат. Они основаны на том, что нужно не мешать развиваться отрасли, и, по возможности, убрать те препоны, которые на сегодняшний день сложились. И отрасль будет развиваться даже без финансовой поддержки или подпитки", - считает глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин в интервью программе "Бизнес вектор".

Сейчас конкуренция на рынке плотная, но сам сектор широкий и вместительный, так что особо выраженной борьбы за покупателя нет, отмечает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

Ювелирная отрасль — такая же часть экономики, и естественно, что все тенденции — хорошие или плохие — на ней сказываются, пусть и не сразу, говорит президент компании «Алмаз-Холдинг» Флун Гумеров. По его словам, из-за кризиса в 2014 году рынок золотых изделий в весовом выражении просел чуть более чем на 10%. В 2015-м обвал достиг уже 40%, а в 2016-й завершился падением примерно на 12%. Самому «Алмаз-Холдингу» благодаря полной реструктуризации производства удалось нивелировать негативные последствия и выйти в небольшой рост. Сейчас на рынке постепенно начинают появляться перспективы роста продаж и выпуска, говорит Гумеров.

В ювелирной отрасли существует своего рода парадокс. Россия — один из ведущих экспортеров драгоценных и полудрагоценных металлов и камней, которые используются в производстве. К примеру, «Алросе» спрос на российские алмазы и бриллианты позволяет постоянно улучшать финансовые показатели (только в прошлом году чистая прибыль компании выросла в семь раз). Спрос здесь относительно постоянный, а колебания зависят разве что от конъюнктуры рынков, отмечает аналитик «Алор брокер» Алексей Антонов.

Но с готовыми ювелирными изделиями, рассчитанными на массовый сегмент, все иначе, продолжает эксперт. Такие изделия российские производители экспортируют разве что в страны Евразийского экономического союза, бывшего СНГ, либо в Китай. Поставлять их на рынки дальнего зарубежья просто невыгодно, учитывая таможенные пошлины.

Спрос на ювелирные товары тоже имеет свои особенности, говорит Антонов. Любой кризис, независимо от его причин, на первых порах характеризуется пиком спроса на продукцию длительного потребления — это касается и предметов роскоши. Так обычно бывает на ранних этапах, когда нацвалюта начинает обесцениваться, доходы граждан — падать, но ритейлеры продолжают продавать товары по прежним ценам. Это время — время отложенных и инвестиционных покупок. «Именно на ранних этапах кризиса население формирует повышенный спрос на ювелирные изделия, при этом продажи в течение короткого периода времени могут вырасти в шесть-семь раз относительно среднегодовых показателей», — объясняет Антонов.

Но по мере истощения товарных запасов производители и продавцы начинают повышать цены на ювелирную продукцию. При этом реальные доходы населения продолжают сокращаться, а номинальные растут в пределах статистической погрешности, как это сейчас происходит в России. Все это приводит к резкому снижению спроса и уровня продаж не только относительно пиковых периодов, но и относительно средних значений. «Сейчас спрос на ювелирные изделия значительно ниже, чем два-три года назад и подвержен разве что влиянию сезонных факторов — праздники, сезон свадеб весной-летом», — рассказывает эксперт.

О проблемах со спросом из-за снижения доходов говорит и Анна Бодрова из «Альпари». По ее словам, в последний год ювелирный рынок находится в сложном положении. Из-за падения платежеспособности населения по итогам 2016-го снизился и средний чек, и общий интерес покупателей к ювелирным изделиям, отмечает она. Участники рынка заявляют о снижении продаж золотых украшений. За прошлый год чек снизился на 20-30%, говорит эксперт. В связи с провалом спроса производителям ювелирных изделий пришлось сокращать объемы выпуска.

Производства, продолжает Бодрова, столкнулись и с другой проблемой, у которой, впрочем, те же корни. На фоне низких финансовых возможностей россиян тот спрос, который все еще остается в секторе, сместился в сторону легковесных изделий. За три года вес приобретаемых ювелирных украшений снизился в 1,5 раза. Это позволяет поддерживать «подъемную» цену для покупателей.

В этих условиях рынок ведет себя сдержанно. Без улучшения благосостояния покупателя сети стараются выжидать и подстраиваться под изменившийся спрос, резюмирует она.

Конечно, рассказывает он, отрасли пришлось подстраиваться под новую реальность. «Главный игрок рынка — не производитель и даже не государство, а покупатель. Он приходит и дает ответ на вопрос, ту ли продукцию вы выпускаете», — рассуждает Флун Гумеров. Нынешний покупатель — это покупатель с ограниченным бюджетом, продолжает глава компании. Со временем рынок это понял: за последние годы средний вес ювелирных изделий стал снижаться, рассказывает собеседник. «Мы это протестировали на обручалках и тестируем на других товарных группах — кольцах, серьгах». Люди довольны легкими, но хорошими украшениями, утверждает Гумеров.

Одновременно осталась и небольшая категория покупателей, которые не изменили дорогим изделиям стоимостью 100 тысяч рублей и более. Как правило, отмечает топ-менеджер, такие украшения покупаются ради качества — для себя. Времена, когда население покупало ювелирную продукцию для защиты накоплений, по большому счету, прошли, говорит он.

Кроме того, в последние годы появляются искусственные алмазы и бриллианты такого качества, что от настоящих их сложно отличить даже специалистам-геммологам, продолжает Гумеров. Рассказывают, что искусственные алмазы встречаются и на крупных алмазных биржах. Это заставляет людей, которые в состоянии совершить крупную покупку, идти в проверенную компанию, говорит собеседник.

"