Posted 14 сентября 2021, 11:23
Published 14 сентября 2021, 11:23
Modified 20 августа, 15:45
Updated 20 августа, 15:45
Почему? Потому что редакция анализировала сведения ЕГРЮЛ и отчеты компаний, опубликованные в открытых реестрах. Этот метод не исключает, что в рейтинг попали номинальные владельцы бизнеса, а истинные бенефициары остались в тени. На это указывает и наличие в списке лиц, не фигурирующих в медиаповестке. Происходит это не только потому, что они знают — «деньги любят тишину». Но и вследствие того, что об этом задумываются реальные владельцы активов.
Они, в свою очередь, могут иметь свои причины не афишировать участие в том или ином бизнесе. Одна из них — политическая. Ни для кого не секрет, что среди руководства Татарстана немало состоятельных граждан — об этом писались тексты и снимались фильмы-расследования. Впрочем, так уж сложилось, что чиновнику не принято быть неприлично богатым. Поэтому активы записываются на членов семьи, но чаще — на номинальных владельцев, не связанных с настоящими бенефициарами.
В рейтинг не вошли и депутаты, которые, по словам собеседников Inkazan, могли бы найти себе место среди богатейших людей региона. Впрочем, как правило, их основной актив — не компании, а земля. В топ-100 нет Азата Хамаева, в течение 10 лет возглавлявшего минземимущества Татарстана, а в 2019 году в очередной раз ставшего депутатом Госсовета республики. Или супруги депутата Госдумы от Татарстана Фатиха Сибагатуллина, декларирующей десятки объектов недвижимости.
Не оказалось в нем и экс-чиновников. Например, бывшего министра связи России и выходца из Татарстана Николая Никифорова. Его теперь уже бывшая жена Светлана в аналогичном рейтинге 2019 года занимала 45 строчку. Покинув правительство в 2018 году, Никифоров вернулся в родную республику и занялся развитием своего детища — города Иннополис. По данным «СПАРК-Интерфакс», он является совладельцем девяти компаний в IT-граде, косвенно владеет еще двумя.
Кстати, 78 место в предыдущем рейтинге занимала Светлана Зиганшина — супруга гендиректора ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. В обновленном топ-100 нет ни ее, ни ее мужа, хотя татарстанский строитель считается не бедным человеком. Впрочем, отсутствие его в рейтинге вполне объяснимо: его компании глубоко закредитованы, большинство из них имеет высокий индекс финансового риска. Исчезли из топ-100 и ранее присутствовавшие в нем строители, тоже люди не малоимущие.