Posted 15 января 2018,, 14:35

Published 15 января 2018,, 14:35

Modified 12 сентября 2022,, 06:38

Updated 12 сентября 2022,, 06:38

Совет по предпринимательству: Роман-бизнесмен и заезд на ретро-авто

15 января 2018, 14:35
В КРК «Пирамида» состоялось расширенное заседание совета по предпринимательству при главе РТ. Глава Татарстана Рустам Минниханов предложил устроить заезд и обсудил новую систему сбора жалоб от жителей многоквартирных домов.

В большом зале «Пирамиды» сегодня сохранилась обычная для совета рассадка гостей: в полукруг сели Минниханов, федеральные гости, предприниматели-спикеры, модератор и бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов. Большую часть остальных мест заняли люди в костюмах. Telegram-канал «Неудаща» на фотографии зала отметил красными точками чиновников, занявших первые 6-7 рядов.

Минниханов назвал совет площадкой для встречи федеральных и местных чиновников, каждый из которых нацелен на изменение ситуации. «Процесс не такой быстрый, думаю, он никогда не завершится, все время будут возникать какие-то вопросы, многие требования, ожидания бизнеса совершенно другие. Мы к этому должны быть готовы, власть должна тоже меняться», — сказал он.

Один из вопросов касался изменений в законе об отходах производства и потребления. С января 2016 года изменения обязали полигоны и региональных операторов платить за размещение твердых коммунальных отходов вместо предпринимателей. С 2019 года после появления регионального оператора услуга по размещению ТКО выйдет из жилищной услуги и перейдет в разряд коммунальных.

У Татарстана регионального оператора пока нет, поэтому за складирование ТКО платят только полигоны. Владельцы полигонов боятся, что взносы «задушат» их бизнес, поэтому они обратились во властные структуры республики с просьбой разработать проект закона.

В конце 2018 года в федеральное законодательство внесли изменения — плату за 2016-2017 годы для полигонов отменили. Республика ранее предложила до выбора регоператора начислять плату за негативное воздействие на окружающую среду по правилам, действующим до 2016 года. Однако федеральные законодатели не приняли ее, поэтому владельцы полигонов не знают, просуществует ли их бизнес в течение года.

Директор ООО «УК «РТ-Инвест» («Чистый город») Сергей Богатов посетовал, что плата за негативное воздействие на природу зачастую превышает выручку всего предприятия. «То есть, тем больше мы размещаем у себя на полигоне ТКО, тем большие убытки получаем. Представляете, чем больше работаем, тем больше долги получаем! Это может привести к тому, что мы останемся без мест складирования отходов. Только в Казани каждые три дня образуется гора мусора размером с «Пирамиду», — сказал он. Богатов попросил Минниханова «поддержать своим авторитетом» предложенный Татарстаном закон.

Председатель госкомитета Татарстана по тарифам Марат Зарипов ответил, что комитет не стал закладывать в тариф на 2018 год плату за негативное воздействие. «Надо выждать. Может сложиться такая ситуация, что и эту норму уже пересмотрят», — сказал он.

По словам Зарипова, владельцы полигонов боятся, что после появления регионального оператора они не доберут необходимый им объем ТКО. Сейчас соответствующие конкурсы по выбору операторов проводит министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана.

«Было выработано решение, что при проведении конкурса будут определены жесткие нормы, чтобы та схема территориального складирования мусора, обращения мусора была заложена в конкурсную документацию. Мы постараемся обезопасить полигоны, чтобы они не остались без того объема и необходимая сумма для оплаты ввоза у них была сформулирована», — сказал Зарипов.

Минниханов поинтересовался, присутствует ли в зале глава татарстанского минстроя Ирек Файзуллин и спросил у него данные, когда министерство проводит конкурсы по определению операторов. Файзуллин, встав с места, ответил, что отбор запланирован на март и завершится в конце 2018 года.

«Но если на 2016-2017 год обнулили, почему на 2018 год…?», — сказал ему Минниханов. Министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ ответил, что на основании сегодняшнего поручения будет работать с депутатами и федеральным минстроем, который «также поддерживает это решение».

«Сидякина [депутат Госдумы РФ от Татарстана Александр Сидякин, — прим. Inkazan] нет?», — поинтересовался Минниханов. Слово взял сидевший позади главы Татарстана депутат Госдумы от республики Фатих Сибагатуллин: «Зачем Сидякин? Исправим. Я полный пакет документов передал, там какие предложения, партии, предложения…»

«Все, договорились, значит. Материалы передать депутату…», — начал Минниханов, однако Сибагатуллин перебил его. «Рустам Нургалиевич, один только момент. Региональные операторы говорят — Татарстан делить на два и два человека сделать операторами. Нет! То, что раньше у нас как было, Рустам Нургалиевич — вот Татарстан, 45 районов. На примере Нурлата я могу говорить, все это дело доказать, показать», — сказал депутат, ранее возглавлявший Нурлатский район.

Минниханов велел Сибагатуллину обсудить необходимое для республики число регоператоров с Файзуллиным. Главу Татарстана хлопнул по плечу сидящий позади него мэр Казани Ильсур Метшин. «Нет-нет, без вас никто обсуждать не будет, потому что… Мы обсудим этот вопрос», — успокоил его Минниханов. Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин также попросил передать местным парламентариям документы на обсуждение.

К Минниханову в совет обратились также управляющие компании. На их работу активно жалуются собственники квартир: в 2016 году Госжилинспекция зарегистрировала порядка 20 тысяч обращений. В прошлом году их число составило почти 22 тысячи.

Согласно статистике, которую представили перед началом обсуждения вопроса, на одного сотрудника Госжилинспекции приходится обработка 241 обращения. Они не успевают отсмотреть все поступившие жалобы, поэтому жильцы идут к правоохранителям. По мнению владельцев УК, большую часть вопросов можно было решить без вышестоящих инстанций. Они лоббируют популяризацию системы «Открытый город», которая отдает заявки жильцов напрямую руководству УК.

По мнению генерального директора ООО «Бриор +К» Каусарии Матросовой, отчасти в массовом обращении жильцов с жалобами на УК виноваты СМИ. Она назвала публикуемые материалы об управляющих компаниях «открытой травлей».

«Собственник быстрого решения вопроса не получает, так для решения вопроса 30 дней посещает разные инстанции, проверяющие органы. УК получает с опозданием обращения граждан. В итоге, проверяющий приходит и начисляется штраф», — сказала Матросова и отметила, что после трех штрафов УК уже не может руководить домом и получает взыскание, достигающее до 250 тысяч рублей.

Матросова предложила переложить рассмотрение жалоб с Госжилинспекции на татарстанский минстрой и внести изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся порядка проведения проверок и обработки претензий жильцов. Файзуллин отметил, что по 59-му ФЗ обрабатывать жалобы может только Госжилинспекция.

По словам главы татарстанского минстроя, сейчас «Открытый город» интегрируется в систему ГИС «ЖКХ» республики. Сейчас ее разрабатывает министерство информатизации и связи Татарстана. «Создание единой информационной системы постепенно снимет всю эту сложность, которая возникает в УК», — сказал Файзуллин.

Минниханов поинтересовался, если «Открытый город» так эффективен, но почему систему нельзя привязать ее к системе Госжилинспекции. «Я думаю, что многие жалобы и туда, и сюда уходят…», — сказал он.

Министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов предложил утвердить единый механизм, поскольку УК подключаются к разным системам. «А через портал государственных услуг житель уже может направлять свои заявки. Таким образом, мы создадим единую воронку, чтобы учитывать эти заявки. Предполагаем, что ГЖИ снизит нагрузку», — сказал он.

Минниханов снова спросил, почему нельзя реализовать механизм по дублированию жалоб и в ГЖИ, и управляющим компаниям. Шайхутдинов вернулся к своему предложению передавать ГЖИ только не рассмотренные УК жалобы. «Снимем нагрузку и в то же время людям дадим возможность получить обратную связь…», — сказал он.

«А почему сразу не зарегистрировать? Пусть регистрируются и там и здесь! Есть определенный период. Если жалоба не снята, то ГЖИ должен применять… Что для этого нужно?», — ответил ему Минниханов. «Мы предлагаем именно в сфере ЖКХ попробовать, по количеству обращений поручить проработать создание единого механизма и на базе единой информационной системы с увязкой с порталом услуг…», — ответил Шайхутдинов.

Глава РТ заявил, что татарстанцы активно жалуются на ЖКХ и ему, и премьер-министру Татарстана Алексею Песошину, и руководителю аппарата Асгату Сафарову. «Все равно нужна нам такая система. Они сразу чтобы переправлялись в один центр и чтобы в двух местах фиксировались… Жилинспекция сразу берет… Дело не в том, что придут проверять. Дело в том, что УК в максимально короткие сроки эту тему снимали. Мы должны видеть, какая УК имеет наибольшее количество претензий, чтобы с ними более плотно заниматься», — сказал он.

Минниханов спросил у Файзулина, сколько времени необходимо на создание системы. С места встал Метшин. Он пролоббировал систему «Открытая Казань», которую разрабатывала компания FIX, основанная бывшим советником Метшина по ИТ-вопросам Дмитрием Еремеевым. Озвучил этот факт бывший зам Метшина, а ныне вице-премьер Рустам Нигматуллин.

«Этот продукт есть и он успешно работает в Казани. Мы работаем в этой системе 5 лет», — сказал Метшин. Кстати, сегодня утром на совещании в мэрии прозвучало, что 18 тысяч заявок в «Открытой Казани» остаются нерешенными.

Глава Татарстана поручил взять «Открытую Казань» за основу для проработки новшества. «Во-первых, давайте по максимуму сделаем, чтобы вот эта система, которая работает в ряде наших городов, работала по всей республике. Следующий шаг — чтобы все работали в этой системе», — сказал он.

Минниханов заинтересовался сторонним подрядчиком. «Если у Еремеева система лучше, значит его надо взять. У нас же другого нет! Ты придешь и скажешь: «Давайте мы сделаем новую». Зачем новую делать, если можно купить или взять? Или попросить, чтобы он подарил. Пригласим его и попросим!», — сказал он. Нигматуллин с ним согласился.

По словам Шайхутдинова, «Открытая Казань» — коммерческая система, интегрированная с «Народным контролем». Он предложил создавать систему сбора жалоб на базе госмеханизма. Под смех аудитории Минниханов спросил у министра: «Тебе самому охота какую-то свою систему разработать?». Шайхутдинов ответил, что денег на это не потребуется.

«Какая разница? Даже если государство это будет делать, оно должно содержать штат, платить деньги! Если этот товарищ готов с нами работать, обеспечивать, то какая нам разница, кто это делает? Главное, чтобы система работала», — сказал глава РТ и поручил Нигматуллину заняться разработкой системы.

Минниханов заявил, что не понимает, когда Шайхутдинов «начинает изобретать что-то новое». «Роман — он бизнесмен. Он сейчас думает: «Ага, я такую систему сделаю, придет ко мне, 50 миллионов денег попросит». А он сначала говорит: «Сделаю, может быть, 10 будет, а потом они приходят, 50 миллионов денег просят!», — сказал глава Татарстана.

С ЖКХ совет плавно перешел к обсуждению проблем с транспортом. С необычной просьбой к совету обратился гендиректор ООО «Автоностальгия» Роберт Агзамов. Он с 2010 года занимается рестайлингом иномарок в ретро-автомобили советской эпохи: основа — современная, а кузов и другие комплектующие мастера переделывают. «Часть региональных управлений ГИБДД прекратила работу с этими автомобилями. Потому что ГИБДД России навязывает свою позицию региональным управлениям относительно таких автомобилей», — сказал Агзамов.

ГИБДД России готовит документ, которым будут руководствоваться инспекторы при работе с такими автомобилями, сообщил предприниматель. В одном из пунктов ГИБДД «кроется абсурдность»: при оформлении переделки собственник должен предоставить согласие завода-изготовителя ТС. По словам Агзамова, такой документ загубит его бизнес.

«Ну, начальник ГИБДД, попробуй объяснить!», — призвал к ответу Минниханов начальника УГИБДД по РТ Ленара Габдурахманова. Тот заявил, что речь в постановлении идет не о ТС-результатах технического творчества, которые изготавливает Агзамов. Чтобы поставить такой автомобиль на учет Госавтоинспеции, нужно получить заключение лаборатории о безопасности машины.

«Это является основанием для выдачи паспорта ТС. Мы должны понимать, что некоторые ТС, которые переделываются и красиво выглядят — на самом деле представляют из себя шаткую конструкцию из пластика. При наличии такого свидетельства Госавтоинспекция такое транспортное средство зарегистрирует», — сказал Габдурахманов.

«Если у автомобиля сохраняется геометрия, все базовые элементы жесткости, безопасности: меняется некоторая форма крыльев, капота, задней части, чтобы принять облик… Безопасность же обеспечена!», — ответил профессиональный гонщик Минниханов. Он поинтересовался международной практикой по вопросам переделки автомобилей.

Габдурахманов ответил, что если лаборатория заявляет о безопасности ТС, то «никаких проблем нет». Минниханов предположил, что соответствующее заключение может обойтись в стоимость переделки. «Когда на машины ставят спойлеры, претензий же у вас нет. Допустим, из Honda сделали «Победу», у нее же только передняя часть изменена, задняя — нет. Я не пойму позицию, в чем причина?», — сказал глава Татарстана.

Габдурахманов заявил, что татарстанская ГИБДД не имеет аргументов против ретро-автомобилей, но необходимо свидетельство ведомства. «Не понятно, как автомобиль будет в итоге называться: Honda или «Победа»?», — спросил он.

Агзамов не согласился с формулировкой «техническое творчество», поскольку «с нуля» он машины не изготавливает. «Мы говорим об автомобилях, которые раньше уже стояли на учете, были допущены к движению по дорогам общественного пользования. Здесь ГИБДД России чуть-чуть путает», — сказал он.

Минниханов дал поручение об оценке мирового опыта в данном вопросе. «Стимулировать, чтобы на наших дорогах были советские автомобили, отвечающие требованиям сегодняшним, думаю, это было бы неплохо. Понимаю, что вы человек, который должен работать строго в регламентах. Но мы не можем отказаться от таких автомобилей. Если мы можем не из старья восстановить, а сделать облик какого-то автомобиля под этот ретро-автомобиль, ничего плохого не будет. Давайте возьмем время, чтобы найти какие-то подходы», — сказал он Гадбудрахманову.

Глава Татарстана предложил начальнику ГИБДД устроить заезд на переделанной Honda и восстановленной «Победе». «Я поеду на переделанной Honda. Мы сравним тормозной путь, другие вещи. Но ты должен достичь тех же качеств на подлиннике. Немножко ваше мнение поменяется», — подытожил Минниханов.

"