Posted 19 февраля 2019,, 13:42

Published 19 февраля 2019,, 13:42

Modified 17 сентября 2022,, 15:50

Updated 17 сентября 2022,, 15:50

Агропарк «Казань» в глазах Счетной палаты: мало фермеров и риск ликвидации

19 февраля 2019, 13:42
Счетная палата РТ изучила эффективность деятельности АО «Агропромышленный парк «Казань» с 2016 по 2018 год. Аудиторов смутило то, что фермеры занимают меньше трети площадей, сотрудники списывают долги своим же структурам, а прибыли нет. Кроме того, половина активов —депозиты в ТФБ, которые могут потопить комплекс.

АО «Агропромышленный парк «Казань» на 100% принадлежит Татарстану. Комплекс с оборудованием стоимостью 2,5 млрд рублей федеральных и республиканских денег передали агропромпарку в доверительное управление. Важное примечание: на территории в 8,5 га расположены не только собственно торговые точки и склады, ветлаборатория, кафе, гостиница, но и помещения для переработки сельскохозяйственной продукции.

То, что 2,5 млрд рублей инвестиций окупятся, не предполагалось с самого начала. Глава минсельхоза РТ Марат Ахметов при открытии здания говорил, что арендная плата должна покрыть только текущее содержание комплекса.

Но, похоже, что агропарк с трудом справляется со своими функциями. Около трети арендных площадей заняли посредники, которых по первоначальной задумке там вообще не должно было быть. Не меньше нареканий у аудиторов возникло к финансам «Казани».

«Никто не поедет торговать в Агропарк из Агрыза» или малочисленные фермеры

Основная деятельность агропромпарка — предоставление арендных площадей. Выручка от аренды росла за отчетный период: в 2016 году она составила 137,5 млн рублей, в 2017 году – 162,2 млн рублей, за 9 месяцев 2018 года – 143,9 млн рублей.

В «Казани» зарегистрировано 278 арендаторов, но среди них лишь 35 представителей крестьянских фермерских хозяйств и 11 личных подсобных хозяйств. Индивидуальные предприниматели арендуют 34 точки, остальное, а это 81 площадь, — посредники. И это при том, что на сайте агропарка подчеркнуто, он работает по принципу «от фермера к потребителю без посредников». Именно с этой миссией создавался комплекс, что неоднократно подчеркивал глава Татарстана Рустам Минниханов.

При создании площадки даже было издано распоряжение, согласно которому продавать продукцию там могли только сельхозтоваропроизводители или потребительские кооперативы сельчан, но не посредники. Для аграриев были созданы удобные условия: арендная плата в 2013 году (в момент открытия) была вдвое меньше аналогичной на других рынках Казани (около 12 тысяч рублей в месяц). В прошлом году 18 фермеров перешли в индивидуальные предприниматели.

На низком количестве фермеров заострил внимание председатель Счетной палаты Алексей Демидов: те, для кого в первую очередь создавался агропромпарк, занимают менее трети (30%) площадей.

«Напрашивается вопрос к министерству сельского хозяйства: а где настоящие сельхозкооперативы с участием государства и банков? Создана ли для них «зеленая улица»?», — вопрошают в Счетной палате.

Почему же фермеров так мало? Ситуацию попробовали объяснить в самом АО. В радиусе 100 км от Казани насчитывается 60-70 фермерских хозяйств. Но продукция половины из них не доезжает до прилавков. «Ведь никто не поедет торговать в Агропарк из Агрыза», — признался директор агропромпарка Олег Власов. На 325 торговых мест «столько фермеров просто не найдется».

«В таком случае, надо ли было возводить такой огромный комплекс?», — спросил председатель Счетной палаты. Но раз здание построено, участники заседания коллегии Счетной палаты РТ обсудили, как можно исправить ситуацию. Предложение Демидова, заключающееся в поддержке фермеров в части аренды за счет бюджета, нашло поддержку и среди самих аграриев.

Так, председатель Ассоциации фермерских хозяйств Татарстана Камияр Байтемиров считает, что пока агропромпарк не окрепнет и не сможет сам снизить стоимость аренды, этим могло бы заняться государство. По его словам, в мире такие комплексы, как «Казань», работают напрямую с фермерскими хозяйствами, вплоть до предоставления финансовых услуг. В большей мере, до 70%, работа местного агропарка должна быть направлена на оптовый рынок.

Власов в марте на пресс-конференции рассказывал об еще одном формате работы: для фермеров, у которых нет возможности торговать на площадке, создан «фермерский дворик» - розничный магазин для тех, кто по каким-то причинам не может торговать самостоятельно.

Преференции, неиспользуемое оборудование, невзысканные долги

Агропарк заподозрили в предоставлении преференций определенным коммерсантам. Без торгов были переданы в аренду ООО «Агропарк Торг» и «Агропарк Отель» помещения и оборудования кафе, пекарни, здание гостиницы.

ООО «Агропарк Мясопром» в 2016 году предоставили займы более чем в миллион рублей. У фирмы образовались 1,2 млн рублей долгов по аренде. В декабре 2018 года срок исковой давности истек, но задолженность так и не взыскали в судебном порядке. «Возможно потому, что директором этого ООО является заместитель главного бухгалтера агропромпарка», — предположили в Счетной палате.

Кроме того, оказалось, что в агропромпарке хранится оборудование на 11,3 млн рублей, которое закупили еще во время строительства здания, но так и не было использовали. Холодильные витрины и камеры, оборудование для лаборатории так и хранятся в упаковках. Власов пояснил, что стал заложником ситуации. Оборудование предложат перевести в 15 новых агропромпарков, которые сейчас строятся в Закамье.

Были и более мелкие суммы за нарушения: списана задолженность арендаторов на сумму 1,8 млн рублей. Долг образовался из-за несвоевременной претензионной работы и ненадлежащего оформления предоставленных услуг.

Отсутствие прибыли и опасность депозитов в «Татфондбанке»

Руководивший проверкой аудитор Ильнур Мубараков указал на ненадлежащее финансовое состояние «Казани»: чистые активы меньше размера уставного капитала. По итогам 2015-2016 годов не выполнялось условие по уменьшению уставного капитала. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», уставной капитал АО составляет 38 млн рублей (на декабрь 2017 года) при активах 2,2 млрд рублей. Однако в 2015 году активы были на уровне лишь 27,7 млн рублей (по данным того же «СПАРКа»).

Более того, продажа овощей и их переработка, производство мясной продукции принесли лишь убытки в 940 тысяч рублей. В то же время, по информации системы «СПАРК», в 2015 году «Казань» впервые вышла на прибыль. Тогда она составила 3,4 млн рублей, годом позже — 12,7 млн, в 2017-м — 19,3 млн.

Посещать здание на улице с символичным названием Аграрная стало все меньше людей: за 2016 год сюда пришли 2,9 млн человек, за 2017-й — 2,8 млн, за 10 месяцев 2018 —2,7 млн. Весной 2018 года Власов на пресс-конференции называл другие цифры: в 2017 году 3,4 млн человек побывали там.

В бюджет Татарстана агропарк по итогам 2016 года перечислил 2,8 млн рублей, 2017-го – 4,4 млн рублей, 2018-го – 7,2 млн рублей. В 2016 году перечислений не последовало в связи с увеличением расходов по содержанию комплекса на 10 млн рублей.

Но это не единственные проблемы «Казани»: 55% активов составляют депозиты в «Татфондбанке» (31 млн рублей) и «Интехбанке» (1,5 млн рублей). Согласно выводам аудиторов, это может привести к ликвидации.

«Таким образом, имеются все признаки обесценивания финансовых вложений, что может привести к ухудшению финансового положения агропромпарка и рискам его ликвидации» — заключил Мубараков.

На встрече был представитель профильного ведомства — замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов. Он пообещал, что озвученные вопросы и результаты проверки обсудят на совете директоров агропарка и возьмут на контроль.

Сама Счетная палата уже приняла меры: в «Казань» направили представление, материалы проверки передали в прокуратуру, в минсельхоз и минземимущества РТ.

Редакция связалась с министром сельского хозяйства, но он не стал комментировать ситуацию. Inkazan направил запрос в минсельхоз РТ, ответа на момент написания не поступило.

"