Posted 19 мая 2017,, 03:51

Published 19 мая 2017,, 03:51

Modified 11 сентября 2022,, 18:04

Updated 11 сентября 2022,, 18:04

Нас там не ждут — Ахметов об экспорте татарстанских халяльных продуктов

19 мая 2017, 03:51
В рамках первого дня KazanSummit-2017 министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов рассказал о том, что мешает реализации халяльных товаров из республики за рубежом и как России следует готовиться к снятию санкций.

Вчера днем на форуме открылась международная конференция по вопросам индустрии халяль. Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин в своей приветственной речи отметил, что интерес инвесторов к сегменту халяль растет.

«Татарстан в этих направлениях, скорее, в начале пути. С вашей поддержкой нам бы хотелось занять свою нишу на мировом рынке, прежде всего, пищевой продукции, соответствующей канонам ислама и общепризнанным международным стандартам. Зрелыми конкурентными преимуществами нашей республики, по нашему мнению, здесь выступает мощный агропромышленный комплекс, развитый перерабатывающий кластер, налаженная инфраструктура контроля и сертификация халяльной продукции», — объяснил Мухаметшин.

В качестве доказательства способности республики производить халяль-продукты на вывоз, Мухаметшин привел результаты за 2016 год по объему татарстанского сельхозпроизводства (238,6 миллиарда рублей или $4,2 миллиарда). «Такие объемы позволяют нам не только покрывать собственные потребности, но и часть продукции поставлять на рынки собственных регионов, в том числе, и на экспорт», — заявил он.

Ахметов отказался менее позитивным в своих прогнозах, однако заявил, что Татарстан должен стать российским лидером в части производства халяльного питания и наращивания его объемов «и их реализации не только внутри Татарстана, России, а уже в большой степени идти по пути экспорта».

«Как министр, который отвечает в том числе, за продовольствие, пока я хвалиться не могу. У нас только-только в течение прошедших лет появились первые ласточки — первые партии реализации продукции на экспорт, я имею ввиду халяль. У нас ряд компаний, которые имеют первый опыт [сертификации]. Честно говоря, продвигать продукцию халяль очень сложно. Твоя продукция должна соответствовать международным стандартам. Твои сертификаты должны соответствовать», — заявил Ахметов.

Он признался, что на экспорт за рубеж удалось выйти только четырем татарстанским предприятиям — УК «Просто молоко», «Челны-Бройлер», агрофирме «Залесный», казанскому хлебобулочному комбинату. Ахметов отметил, что сейчас их объемы экспортной реализации небольшие.

По мнению главы татарстанского Минсельхоза, выходить на мировой рынок — тяжелая задача. «Во-первых, стандарт должен соответствовать мировой сертификации. Его получить не так просто. А плюс к тому, что ты постоянно должен следить за качеством продукции, технологически твоя цепочка должна идеально соответствовать», — сказал он.

Еще одной проблемой при реализации халяльной продукции в российских условиях является низкая покупательская способность населения страны, отметил Ахметов.

«Кроме того, все-таки, халяль-продукт незначительно, но дороже. Потому что затраты соответствующие. При этом, большая часть населения сегодня в таких ситуациях, когда покупательская способность не растет, сводит концы с концами. Даже есть примеры, когда некоторые виды ассортимента население для себя ограничивает. В этой ситуации именно халяль-бренд двигать непросто. Для этого быть только мусульманином мало», — заявил он.

Правительство и министерство республики не отслеживает динамику производства татарстанских халяль-продуктов. «Статистических таких отчетностей нет. По форме того, что сегодня выставлено на экспозиции, компании, фирмы по их ассортиментам, у них, вроде бы, гораздо больше ассортимента. Они же просто так его не выпустили. Если не найдут покупателя, то зачем заниматься? Значит, какая-то динамика есть. Это просто философские выводы пока. Статистически они пока цифрами не поддержаны. У нас, как у минсельхоза, есть только опросная форма. Такой статистики нет», — объяснил Ахметов.

В Татарстане спрос на халяль растет, но «не очень активно». Считается, что основные покупатели республиканской продукции, изготовленной по канонам шариата — регионы, где проживают мусульмане: Башкортостан, Челябинская, Пензинская, Самарская, Саратовкая, Тюменская области.

«Задача выходить на мировой рынок ставится, но нас там не ждут! Надо посмотреть, какие есть возможности реализации есть внутри страны и какие дополнительные затраты тебе несет экспорт за пределы страны. Тем более, там с особо крупными объемами нас не ждут. Небольшие партии мы пытаемся реализовать, но на судьбу экономики этих предприятий особо не влияет. Конечно, при этом, с учетом нарастающей востребованности этого ресурса, они работают сбалансировано», — отметил Ахметов.

В Татарстане халяльные продукты питания имеют в собственном ассортименте более 30 предприятий. 20 наименований ушли на экспорт.

Ахметов заявил, что республика будет использовать в качестве канала продвижения местной продукции зарубежные выезды, встречи, форумы. «При каждой поездке у нас принимает участие менеджмент и руководители предприятий. Перед саммитом мы выпустили каталог предприятий-производителей продовольствия Татарстана. Там порядка 90 предприятий с полным ассортиментом, в том числе, с халяль-направлением их продукции, которую можно было бы предложить всем присутствующим и при поездках», — сказал он.

Несмотря на то, что у Татарстан по объему сельхозпроизводства уступает только двум субъектам России, Ахметов остался недоволен показателями. «Была бы благоприятная погода, мы бы под 300 миллиардов продукцию производили. В течение семи лет мы растем очень медленно — по 4-5% в год», — сказал он.

В последние годы инвестиции в российское сельское хозяйство составляли порядка 20-22 миллиардов рублей, пояснил Ахметов. «В былые годы мы по 45-50 миллиардов рублей в год вкладывали. Было время, когда до 140 миллиардов инвесткредитов обслуживали. Это 2006-2010 годы. Но тогда была специальная программа приоритетного развития сельского хозяйства. Очень серьезные ресурсы привлекались, государство субсидировало эти кредиты. В последние годы, поскольку эти кредиты нужно обслуживать и проценты платить и возвращать по графику, сельхозпредприятия из-за этих неблагоприятных климатических условий оказались в сложном состоянии и поэтому мы с трудом избавляемся от полученных в 2006-2008 годах кредитов. Инвестиции в последние годы скромные», — заявил он.

По мнению Ахметова, идеальная цифра субсидий на сегодняшний день составляет 50 миллиардов рублей в год.

«Санкции уйдут, на мировом рынке мы скоро будем равны. У нас пашня — 100 га обеспечивается 150 лошадиными силами, в Европе — 350, а США — 600. Как с ними конкурировать? Ежегодно нам только технику нужно закупать примерно на 15 миллиардов, чтобы просто догнать самих себя. Программа, которую мы сейчас имеем, позволяет оставаться нам только на уровне 150 лошадиных сил. Нам хотя бы 100 «лошадей» прибавить, чтобы не плакаться. На Западе дураков тоже нет, не просто так у них столько «лошадей»! Зато они своих фермеров, своих производителей сделали конкурентными. Не только сама техника — выскотехнологичные предприятия животноводства, переработка, пищевка. Сама пищевка требует безотлагательного 50-миллиардного вложения, чтобы быть на равне с теми, с кем через 2-3-5 лет начинать конкурировать», — сказал он.

"