Posted 19 октября 2016,, 09:00

Published 19 октября 2016,, 09:00

Modified 11 сентября 2022,, 17:53

Updated 11 сентября 2022,, 17:53

Татарстан может исполнить мечты Лукашенко о нефтяных проектах с Россией — эксперт

19 октября 2016, 09:00
Татарстан сможет использовать опыт и мощности «Белорусьнефти», как это предложил президент Белоруссии Александр Лукашенко, для расширения процессов добычи нефти и разведки месторождений. К таким выводам пришла старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Белоруссия, по ее словам, ищет пути постоянного и планоме...

фото из Instagram Рустама Минниханова

О том, что сотрудничество в нефтегазовой сфере является одним из приоритетов страны, Лукашенко заявил на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Она состоялась в Минске 18 октября. Он предложил рассмотреть возможность привлечения «Белоруснефть» для работы в нефтяной отрасли Татарстана. Обещал выгодные цены.

«Мы хотели бы, чтобы наша компания нашла у вас объемы работ. Поверьте, это будет значительно дешевле любых компаний. Чтобы на субподрядах «Белоруснефть» работала с вами. Мы не хотели бы потерять нашу белорусскую школу нефтедобычи, наш опыт в этой сфере, чтобы у нас остались нефтяники и их наработки в бурении, восстановлении старых скважин», — цитирует пресс-служба татарстанского президента посулы Лукашенко.

Упомянул он и о сотрудничестве с компанией «Татнефть», которая открыла в Беларуси сеть АЗС. Однако у сотрудничества с татарстанской компанией потенциал гораздо больше. «Мы можем договориться о более широком вовлечении компании в сотрудничество и реализацию ваших проектов здесь, в Беларуси. Это касается и переработки нефти, и продажи нефтепродуктов, и работы за пределами Беларуси», — предложил Лукашенко.

Бодрова отмечает, что Беларусь имеет мощности для разведки и добычи нефти, но применения внутри страны они практически не находят из-за скудности местных месторождений. Несколько лет назад «Белорусьнефть» вела проекты в Венесуэле, но из-за событий в этой латиноамериканской стране их пришлось свернуть. «Иметь свои или хотя бы совместные нефтяные проекты в нефтедобыче на территории России – давняя мечта Минска, еще со второй половины 90-х годов прошлого века», — сказала она.

Над отношениями между Москвой и Минском в нефтегазовой сфере, по словам эксперта, еще недавно сгущались тучи. С начала 2016 года Беларусь оплачивала «Газпрому» газ не по цене, предусмотренной контрактом — около $132 за тыс. кубических метров, а по так называемой «равнодоходной» цене (той, которую платят российские потребители) — около $73 за тыс. кубических метров. Образовалась задолженность около $280 млн. Переговоры по газовому вопросу на самых разных уровнях, вплоть до премьеров и президентов двух стран, длительное время не могли сдвинуться с мертвой точки.

Россия, в качестве одного из рычагов давления, снизила поставки сырой нефти, от переработки которой очень болезненно зависит белорусская экономика, вспоминает Бодрова. Продажа продуктов нефтепереработки – основная статья белорусского экспорта. В третьем квартале поставки российской нефти были снижены с предусмотренных графиком 5,3 млн тонн до 3,5 миллионов. Это, по словам белорусского премьер-министра Андрея Кобякова уже обошлось белорусской экономике в 0,3% ВВП. Кроме того, было обещано, что в четвертом квартале Беларусь получит лишь три млн тонн нефти. В качестве ответных мер белорусская сторона подняла тарифы на прокачку российской нефти в 1,5 раза.

«Как известно, в итоге сторонам удалось прийти к компромиссу по газовому вопросу, Минск пообещал возвратить задолженность и вернуть назад тарифы по транспортировке нефти, а Россия пообещала увеличить поставки нефти на белорусские НПЗ до пяти млн тонн, а если называть вещи своими именами, просто отменить их сокращение», — сказала Бодрова.

Эксперт говорит, что, в целом, белорусское предложение развития торгово-экономических отношений с Россией и, в частности, с Татарстаном очень широкое – от производства до непосредственной конечной продукции (плитка, стекло, техника). «В качестве здесь сомневаться не приходится, в Белоруссии до сих пор строжайшее отношение к исполнению производственных нормативов», — говорит она.

Продукцию сельского хозяйства, в которой Минск традиционно силен и авторитетен, Россия закупает в достаточных объемах, говорит Бодрова. В рамках импортозамещения именно белорусские сыры заполнили соответствующую нишу, и лишь потом подтянулись российские сыровары. «Можно расширять сотрудничество в селекции, в вопросах закрытого грунта, увеличения плодородности почв», — заметила Бодрова.

"