Posted 20 марта 2021,, 04:00

Published 20 марта 2021,, 04:00

Modified 18 сентября 2022,, 11:35

Updated 18 сентября 2022,, 11:35

Бензин в Татарстане за февраль–март подорожал на столько же, сколько за год. Почему?

Бензин в Татарстане за февраль–март подорожал на столько же, сколько за год. Почему?

20 марта 2021, 04:00
Фото: 1Mi
В России подскочили цены на бензин, эксперты прогнозируют дальнейший рост. Inkazan подсчитал, что за последние два месяца литр Аи-92 подорожал почти на столько же, сколько за весь прошлый год. Скачок наблюдался в праздничную неделю марта. Почему это происходит и на сколько еще может вырасти цена — в материале Inkazan.

В феврале–марте Аи-92 подорожал почти на столько же, сколько за весь год

Чтобы сравнить изменение средней стоимости основных марок топлива на татарстанских заправках за год, возьмем за контрольный промежуток неделю с 22 по 28 января (по ней есть больше данных). По данным портала benzin-price.ru, в 2020 году литр Аи-92 можно было купить за 41,35 рубля, Аи-95 — за 44,04 рубля. В аналогичный период 2021 года такой объем обходился в 42,5 и 45,95 рубля соответственно. Иными словами, за год Аи-92 подорожал на 1,15 рубля или на 2,8%. Средняя цена Аи-95 увеличилась на 1,91 рубля или на 4,3%.

Средние цены на АЗС Татарстана в выбранные периоды (в рублях)

22-28 января 2020 года 22-28 января 2021 года 15-21 марта 2021 года изменение в период январь 2020-январь 2021 изменение в период январь 2021-март 2021
А-92 41,35 42,50 43,63 1,15 (+2,8%) 1,13 (+2,7%)
А-95 44,04 45,95 47 1,91 (+4,3%) 1,05 (+2,3%)

Теперь подсчитаем, на сколько изменилась стоимость этих марок за прошедшие два неполных месяца. На текущую неделю марта (15-21 марта 2021 года) Аи-92 в среднем стоит по республике 43,63 рубля, Аи-95 — ровно 47 рублей. То есть с конца января первая марка стала стоить дороже на 1,13 рубля или на 2,7%, вторая — на 1,05 рубля или на 2,3%.

Резюмируя, можно сказать, что подорожание Аи-92 за год и за последние два месяца сопоставимо. И в процентах, и в абсолютных значениях. По Аи-95 это не так заметно: с января 2020-го по январь 2021-го средняя цена увеличилась на 4,3%, а за январь–март 2021 года только на 2,3%. Но стоит обратить внимание на временные промежутки — год против двух месяцев.

Почему рост стал заметен в этом году? Во-первых, дело не только в 2021-м, но и в особенностях 2020 года: тогда у цен на заправках не было потенциала для роста.

«Фундаментальный фактор прошлого года в том, что цены и мировые, и внутри России упали, потому что потребление было очень низким, особенно в апреле, мае, июне — это три месяца, когда был локдаун. Стояла вся экономика, соответственно потенциала роста у бензина не было», — пояснил вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.

Во-вторых, цены сдерживают искусственно. Крупные компании, которые и добывают нефть, и торгуют на бирже, и имеют сеть АЗС, вынуждены сдерживать цены на бензин по договоренности с правительством. Стоимость топлива на заправках ограничена инфляцией и размером налогов. В 2018 году нефтяники подписали об этом соглашение, которое продвигал бывший вице-премьер РФ Дмитрий Козак. Но при таких условиях решение продавать на внешний рынок становится более привлекательным. Из-за действия демпфера переработка тоже становится невыгодной.

В силу этих нескольких обстоятельств крупные компании решают повысить стоимость топлива в розницу. За ними подтягиваются и независимые компании, которые не производят нефтепродукты, а представлены только в виде заправок.

«Момент с резким повышением цен на топливо характерен не только для Татарстана. Обычно такие ситуации бывают во всех регионах. Где-то крупные компании повысили цены, и вслед за ними цены повышают все», — рассказал главный редактор журнала «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев.

По мнению Гусева, потенциал для роста цен на топливо в рознице остается, но, скорее всего, он будет не выше уровня инфляции.

«На сегодня у нас 4% роста акцизов, что дает 2% к росту цены топлива. И в зависимости от прогнозируемого уровня инфляции, а мы можем уже рассматривать до 7% годовой уровень инфляции, максимальное подорожание составит от 4 до 7% за год, может даже до 9%. Будет ли индексирована цена или нет, это уже желание нефтяников», — отметил Гусев.

Стоимость бензина в январе–феврале и марте

В январе стоимость Аи-92 была более или менее стабильной и даже снижалась. Так, если с 18 по 24 января эту марку бензина в республике можно было купить примерно за 42,61 рубля, то на следующей неделе она обошлась бы на 20 копеек дешевле. Кое-где в начале года Аи-92 можно было приобрести даже за минимальные 41,4 рубля. Дороже 43,1 рубля она нигде не стоила.

Средние цены на АЗС Татарстана за последние 2 месяца (в рублях)

1-18 января 25-31 января 1-7 февраля 8-14 февраля 15-21 февраля 22-28 февраля 1-7 марта 8-14 марта
А-92 42,61 42,41 42,85 42,85 42,97 43,04 43,11 43,4
А-95 45,66 46,23 46,15 46,35 46,76

В начале февраля пару недель цена снова была стабильной и держалась на уровне 42,85 рубля. Минимальные и максимальные цены, которые запрашивали на региональных АЗС, не менялась — 41,4 и 43,1 рубля соответственно.

Ситуация изменилась 15 февраля, когда средний показатель составил 42,97 рубля. С того периода ценник неуклонно рос, добравшись до отметки 43,4 рубля в праздничную неделю марта (8-14 марта).

Причем если в феврале это было плавное повышение (на 7 копеек в неделю), то в мартовские праздники произошел скачок. Средняя цена по республике на Аи-92 выросла сразу на 29 копеек — 43,40. Значительно выросли и максимальные, и минимальные цены. Самый «дешевый» литр на некоторых татарстанских заправках стоил 42 рубля, хотя еще пару недель назад можно было найти бензин за 40,7 рубля. На «дорогих» заправках Аи-92 в праздники мог обойтись в 44,99 рубля, то есть почти на 2 рубля дороже, чем в феврале.

В похожей ситуации оказались автомобилисты, заправляющиеся Аи-95. Если в январе литр можно было приобрести примерно за 45,66 рубля, то с февраля средняя цена не опускалась ниже 46 рублей с копейками и даже шла вверх. Сейчас средняя стоимость Аи-95 составляет около 46,76 рубля по республике.

Скачок цен в марте Бобылев связывает с сезонным повышением спроса.

«На топливном рынке весна — это время высокого сезона. Народ начинает больше ездить. Плюс ко всему, судя по последней ковидной статистике, ограничения в регионах снимаются», — отметил главный редактор журнала «Нефть и Капитал».

Кроме того, оживает торговля, а это значит растет объем грузоперевозок. Плюс начинают формировать запасы для посевной.

Гусев же указал на то, что есть временной лаг: мировые цены выросли, потом потянулись биржевые цены, потом розничные. Если в январе–феврале АЗС распродавали запасы, то когда они перешли на топливо, закупленное по новой стоимости, цены для потребителей тоже выросли.

"