Posted 20 июля 2021,, 06:55
Published 20 июля 2021,, 06:55
Modified 18 сентября 2022,, 12:03
Updated 18 сентября 2022,, 12:03
Безусловно, каждый старается найти свою любимую выпечку или фрукты по более выгодной цене, сравнивает цены в нескольких магазинах, «подлавливает» специальные акции и предложения.
Почему продукты стоят именно столько, от чего это зависит, и как найти самое выгодное предложение — в материале Inkazan.
Цена на полке — откуда она берется?
Мы привыкли покупать гречку, бананы, картофель и другие товары по определенным ценам. Просто знаем, что они в среднем должны стоить столько-то, но редко задумываемся, а из чего складывается эта цена и почему она может меняться.
Если посмотреть в динамике, то индекс потребительских цен на товары и услуги в Татарстане по итогам мая 2021 года составил 106,4% год к году. Причем из регионов ПФО Татарстан находится только на 6 месте по темпам изменения потребительских цен. Но почему в принципе они могут меняться?
Например, если растет стоимость на сырое молоко, то прогнозируемо увеличится и стоимость молочных продуктов. Но цена не растет где-то в одном месте, издержки, как правило, увеличиваются по всей товаропроводящей цепочке. И причины изменений могут быть совершенно разными: рост стоимости сырья, колебания курса валют, рост тарифов грузоперевозок и ЖКХ, увеличение стоимости кормов для сельскохозяйственных животных, подорожание упаковки и другое. На самом деле причин масса, а ценообразование — сложный и многофакторный процесс.
В той цене, которую мы видим на прилавке рынка или полке супермаркета, уже заложена себестоимость сырья, производства, реализации и по некоторым видам товаров еще и услуги посредника. К тому же сюда включается и прибыль каждого из предприятий, чтобы оно могло продолжать развитие бизнеса.
Например, для того чтобы произвести сыр, нужно не просто учесть стоимость закупленного сырья, но и еще заработную плату сотрудников, аренду помещения, коммунальные расходы, налоги, закупку и обслуживание оборудования и т. д. Все это вместе с прибылью производителя учитывается в цене, которая формируется на всех этапах от производства сырья до реализации готовой продукции и является необходимым условием существования бизнеса.
При этом цены на полках сетевых магазинов, как правило, оказываются ниже, чем в несетевой рознице или в объектах нестационарной торговли. Снижения стоимости ритейлеры достигают в первую очередь за счет работы с собственными издержками, в том числе оптимизацию логистики, автоматизацию рутинных процессов, создание и внедрение собственных технологий. К тому же значение имеют и объемы закупок, как говорится — «оптом дешевле». Поэтому масштабы тоже позволяют крупнейшим торговым сетям делать максимально выгодные предложения для своих покупателей.
Например, согласно Индексу Пятёрочки, который представляет собой соотношение стоимости продовольственного набора по средним ценам в магазинах торговой сети и стоимости условного перечня продуктов, рассчитанной по методике Росстата, в I квартале 2021 года практически половина минимального продовольственного набора у крупного ритейлера оказалась существенно дешевле, чем в среднем на рынке.
Наконец, торговые сети нередко проводят акции и делают специальные предложения по популярным позициям, что тоже позволяет купить то, что хочется, куда выгоднее, чем планировалось. Ну и грамотное использование карты лояльности, кешбэка и прочих привилегий ощутимо снижает итоговою сумму покупок.
Кто еще влияет на ценообразование
Все же оказывается, на финальную стоимость товара на полке влияют вовсе не жадность производителей и торговых сетей, как ранее заявлялось. Выдавливают цены вверх издержки, в первую очередь те, которые формируются при производстве и транспортировке товара.
Еще один весомый фактор — конкуренция. Если один и тот же продукт производят несколько компаний, они ориентируются на цены конкурентов. Хорошая новость: это стимулирует и рост качества, и удержание цен. Ровно такая же ситуация происходит и в торговле, где каждая сеть пытается удержать своего покупателя, увеличить его лояльность, в том числе и за счет персонализированных предложений.
Доступные цены, ассортимент, качество товаров и сервиса — вот определяющие маркеры, по которым покупатели выбирают магазин, которому доверяют. Согласно данным опроса Ромир, который холдинг провел в прошлом году, больше всего среди ритейлеров покупатели доверяют «Пятёрочке» (первое место), «Ленте» (второе место), Fix Price и «Магниту» (третье место). Кстати, по данным того же Ромир, «Пятёрочка» стала любимым брендом покупателей в период пандемии Covid-19, опередив YouTube и Сбер.
И, пожалуй, последний фактор — сами покупатели. Искусственный дефицит, спровоцированный ажиотажным спросом, тоже может разогнать рост цен, ведь предложение на рынке резко становится во много раз меньше спроса. Такую ситуацию, например, в Японии в начале пандемии можно было наблюдать с туалетной бумагой, которая буквально исчезала с прилавков, а цены только росли. При этом при нормализации спроса и создания повышенных запасов ритейлерами, ситуация с ценами снова выровнялась.