Posted 22 марта 2017,, 14:04

Published 22 марта 2017,, 14:04

Modified 11 сентября 2022,, 08:46

Updated 11 сентября 2022,, 08:46

Пострадавшим от краха ТФБ и «Интехбанка» хотят помочь «утопающие»

22 марта 2017, 14:04
В Казани организован «Фонд помощи пострадавшим клиентам «Татфондбанка» и «Интехбанка». Его создали сами предриниматели, чьи средства зависли на счетах банка. Об этом на пресс-конференции в ИА "Татар-информ" сообщил президент организации Булат Бакеев.

Бакеев сообщил, что фонд прошел все необходимые регистрационные процедуры и работает как юридическое лицо. Он показал свидетельство на камеру. По словам Бакеева, фонд организовали четыре физических лица. Их имена Бакеев не назвал, сославшись на то, что они не согласились афишировать персональные данные. Данные о компаньонах, по его словам, есть в открытом доступе.

Согласно данным с сервиса Spark Interfax, организация «Фонд помощи пострадавшим клиентам Татфондбанка и Интехбанка» была зарегистрирована 21 марта. Помимо Бакеева, учредителями фонда являются Руслан Ибнеев, Ильдар Сафаргалиев и Радик Сафин. По словам спикера, все они пострадали от краха «Татфондбанка» и «Интехбанка».

Ибнеев — гендиректор и владелец казанских ООО «Гидроремонтзапчасть», ООО «Крансервис», ООО «Центр спецтехники» (торговля оптовая машинами и оборудованием для добычи полезных ископаемых и строительства), ООО «Интехкрансервис» (производство изделий из бетона для использования в строительстве).

Сафаргалиев — руководитель и владелец ООО «Финансово-правовая группа «Талисман» и председатель Фонда содействию правового просвещения населения РТ. Сафин же, по данным сервиса, не является предпринимателем: ООО «Саф-интеллект», которым он владел, исключено из ЕГРЮЛ.

Сам Бакеев, по его словам, коренной казанец. В 1994 году он закончил КГФЭИ, преподавал в alma mater. «Закончил аспирантуру, кандидатскую диссертацию защитил, с 2012 года перешел преподавать в КАИ, больше 22 лет преподавательского стажа по экономическим дисциплинам», — рассказал о себе он.

Бакеев сообщил, что предпринимательскую деятельность он ведет с 1998 года. «Основное направление моего лично бизнеса — это консультационный бизнес, аудит, оценка, бизнес-планирование. Есть некоторые другие направления, они не менее значимые», — отметил он.

Бакеев — пострадавший в «Интехбанке». Суммарно по нескольким организациям в кредитном учреждении у него зависло порядка 900 тысяч рублей. В «Татфондбанке» у Бакеева осталось порядка 35 тысяч рублей. Он — генеральный директор и владелец агентств недвижимости «Ваш риэлтор», «Центр доступного жилья», ООО «Недвижимость и инвестиции» (деятельность физкультурно-оздоровительная), АНО «Рони» (виды издательской деятельности прочие), ООО «Трейдком» (покупка и продажа собственного недвижимого имущества), ООО «Экомат-инвест».

Бакеев также является главой ООО «ИР+» (операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе) и ООО «ИР» (деятельность по проведению финансового аудита), агентства недвижимости «Квадратный метр», ЗАО «Проф-аудитум». Он возглавляет ООО Центр «Экомат», имеет 50,2% в УК компании. «Экомат» — головная компания ЗАО «Экомат-лизинг», ее гендиректор также Бакеев.

Спикер значится президентом фонда, по его словам создание организации — сугубо частная инициатива. «Основной целью фонда является создание механизма помощи клиентам указанных банков со стороны заинтересованных организаций и физических лиц. На наш взгляд, есть организации, которые готовы оказать финансовую помощь в решении указанных проблем и мы думаем, что необходим прозрачный с юридической точки зрения, механизм для оказания такой помощи», — сказал он.

В первую очередь фонд ставит перед собой задачу помочь субъектам МСБ, средства которых не попали в программу страхования АСВ. Бакеев также отметил, что организация может помогать малоимущим, лицам, оказавшимся «в различных сложных ситуациях», религиозным организациям, средства которых зависли в кризисных банках.

«Впоследствии, возможно, будем расширять круг лиц для оказания помощи, это зависит от того, как фонд будет развиваться. Наши мероприятия не будут ограничиваться только мерами финансовой поддержки, мы постараемся выстроить организационные механизмы, которые позволят в дальнейшей перспективе улучшать бизнес-среду и минимизировать влияние кризиса на малый и средний бизнес. Это может быть просветительская и образовательная деятельность, ведение диалогов между предпринимателями и предприятиями, налаживание связей между предпринимателями и органами государственной власти», — сказал Бакеев.

Сейчас в Татарстане существует фонд поддержки предпринимательства РТ. Однако Бакеев заявил, что организованный им фонд, благодаря тому, что учрежден физлицами, «более маневренный, имеет не такие серьезные законодательные ограничения и мотивы, что является большим плюсом в данный момент».

Бакеев не сказал точно, как будет проходить ранжирование пострадавших: часть из них может получить возмещение по линии банкротства. Решения по критериям планируется утвердить на попечительском совете фонда, который пока не сформирован. Он надеется, что в фонд войдут организации, которые заинтересованы в ликвидации нестабильной ситуации в предпринимательской среде Татарстана.

«Начало диалога есть, о договоренностях пока говорить рано», — ответил Бакеев на вопрос о том, нашел ли он предпринимателей, которые захотели помочь республиканским субъектам МСБ. На сегодняшний день фонд решает организационные вопросы по размещению и набору сотрудников в штат.

При оценке необходимых для наполнения фонда средств Бакеев опирается на информацию из открытых источников. «Одна из первых задач — как-то собрать информацию о желающих получить такую помощь, здесь и закон о защите персональных данных, и технические вопросы, все надо будет решать. Мы сможем помочь только тем, кто сможет выйти на нас. Мы не будем использовать данные о кредиторах от арбитражных управляющих, поскольку это закрытая информация», — сказал он.

Члены фонда не получат, по словам Бакеева, никакой прибыли от помощи пострадавшим бизнесменам, поскольку это — благотворительная организация. От идеи выплат «на руки» Бакеев планирует отказаться, поскольку «это будет не совсем корректный вариант — может получиться такая ситуация, что клиент получить две выплаты». Он отметил, что выдача средств — не основной вариант, который либо будет использоваться по минимуму, либо не будет использоваться вообще.

Фонд не будет заниматься выдачей микрокредитов. «Тут возможны разные варианты: выкуп прав требований к банку, какая-то безвозмездная помощь. Может быть, если удастся сформировать большой фонд, участие в торгах по продаже имущества банка, чтобы выкупить это имущество максимально дорого и чтобы арбитражный управляющий мог на эти деньги рассчитаться с требованиями кредиторов в той очередности, которая установлена законодательством», — заявил Бакеев.

По мнению спикера, вариант с формированием фонда, достаточного для того, чтобы выкупить у всех клиентов «Татфондбанка» и «Интехбанка» права требования к соответствующим банкам по номиналу — идеальный, однако он, «скорее всего, недостижим». В таком случае фонд, как единый кредитор, будет контролировать процедуру ликвидации. «Это моя мечта. Конечно, такого не получится, но будем стремиться», — сказал Бакеев.

Впоследствии фонд планирует войти в пул кредиторов на основе выкупа права требования. «У самого фонда нет сейчас требований к банкам, потому что он там не обслуживался. Если будет принято решение о выкупе прав требований к банку, то тогда фонд будет входить в реестр кредиторов. Мы собираемся активно участвовать в формировании пула реестровых кредиторов, чтобы активно влиять на принятие решения по формированию конкурсной массы банков по расчёту с кредиторами, по возможности, войти в состав комитета кредиторов», — сообщил Бакеев. Если средств в фонде не хватит для того, чтобы выкупить все права требования по номиналу, то фонд планирует разработать критерии для покупки части из них с дисконтом.

Что касается очередности, кому помочь первыми — субъектам МСБ или физлицам, Бакеев ответил, что имеется "юридическая проблема, которая переходит в моральную плоскость".

«С одной стороны, физические лица защищены, потому что они имеют страховку. Но есть проблемы с «дробильщиками» и теми, кто передавал средства в доверительное управление. Малый и средний бизнес вообще не защищен, с этой точки хотелось бы помочь им. Но от помощи физическим лицам тоже не хочется отказываться, там есть разные ситуации. Здесь нет готового ответа, постараемся найти баланс», — сказал он.

Фонд, по словам Бакаева, будет пытаться искать помощи у татарстанских властей. «Но тут тоже надо понимать, что власти, сами по себе, они не является субъектом свободного распоряжения денег. Все госструктуры работают в рамках строго утвержденного бюджета. Сами по себе, не думаю, что они смогут вкладывать денежные средства. Мы ориентируемся на предприятия», — отметил он.

"