Posted 24 марта 2020, 08:27

Published 24 марта 2020, 08:27

Modified 20 августа, 15:30

Updated 20 августа, 15:30

Бизнес будет схлопываться: коронавирус vs отельеры Татарстана

24 марта 2020, 08:27
Из-за распространения коронавируса турпоток в Татарстан упал на 70%, убытки отельеров достигают 90%. Бизнес просит у властей помощи, однако не все опрошенные Inkazan эксперты уверены, что компании смогут ее дождаться.

Туристическая отрасль оказалась одной из наиболее пострадавших от пандемии — стабильное авиасообщение между странами прекращено, многие из них не ждут гостей. Тех, кто собирался в отпуск несмотря ни на что, остановил обвал рубля.

Под удар попал не только выездной, но и въездной туризм — одна из приоритетных для Татарстана отраслей. В 2019 году на его развитие выделили 157 млн рублей, без учета миллионов, направленных на рекламу туристического потенциала региона. По сравнению с «взрывным» 2018-м, когда в республике проводились матчи чемпионата мира по футболу, в прошлом году турпоток из-за границы снизился. Тем не менее, Татарстан все также оставался популярным направлением у жителей Китая, Германии и Турции. Больше всего гостей приезжали в Казань.

В прошлом году столицу Татарстана посетили 3,5 млн туристов — на 9% больше, чем в 2018-м. Из них из-за границы приехали чуть больше 229 тысяч. Вероятно, поэтому самым популярным способом добраться до Казани являются поезда — так прибывают 36,7% туристов, до 23% гостей прилетают, 23,5% — приезжают на машинах. В среднем за поездку они тратят 22,6 тысячи рублей, 41% из которых — на размещение.

По оценке Госкомитета Татарстана по туризму, поток гостей в республику из-за коронавируса упал на 50% — это число отмененных броней, которое постоянно растет. Его глава Сергей Иванов заявил, что неизвестно, до какой степени турпоток сократится в ближайшем будущем. Точный размер убытков он не назвал — пока, по словам чиновника, его сложно подсчитать.

Еще хуже дела обстоят в столице Татарстана. Первый вице-мэр Казани Евгения Лодвигова заявила, что число броней сократилось на 70%. Загрузка отелей и гостиниц опустилась до 5-10%. Размер убытков она не назвала. По словам Лодвиговой, ясно, что они «крайне высоки».

Коммерческий директор ООО «УК «Казанская Ривьера» Елена Войтко сообщила Inkazan, что если обычно загрузка отеля в период школьных каникул составляет 100%, то сейчас она колеблется в пределах 20%, деловые мероприятия и банкеты полностью отменены. Отель потерял около 90% доходов.

«Для снижения влияния кризиса в части финансовых потерь предприятия, мы стараемся сократить издержки, сейчас мы оставили только самые необходимые траты, сократили количество смен персоналу, также надеемся на поддержку правительства в части налоговых послаблений», — сказала она, добавив, что «Ривьера» присоединилась к обращению Ассоциации отелей Татарстана в обращении, направленном властям республики.

В письме, направленном главе Госкомитета по туризму, отельеры предложили перенести выплаты НДС на 2021 год, до конца текущего года установить ставку налога на имущество организаций в размере 0% и отменить взносы в фонд соцстрахования. А также снизить тарифы на электричество и теплоснабжение или ввести их 50% дотирование государством.

Мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что город сможет принять туристов только после того, как стабилизируется ситуация с распространением коронавируса — сейчас не то время, чтобы ждать гостей, считает он. На прошлой неделе в столице Татарстана было зафиксировано шесть случаев инфицирования, все они привозные.

Впрочем, до момента возобновления турпотока доживут не все, считает президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Татарстана Шамиль Агеев. «Отелей было раньше в Казани десятки, а сейчас их сотни, посетители что ли за них платить будут? Это риск бизнеса, который был, никуда от этого не денешься. Давайте, за все (будет - Inkazan) отвечать государство — государство здесь при чем? Вопрос очень непростой. Этот бизнес будет схлопываться», — сказал он.

Первый вице-президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Татарстана Роберт Закиров заявил Inkazan, что государство обязано помочь отельерам, которые на протяжении многих лет платили налоги в бюджет. Для этого необходимо составить реестр таких компаний, в котором будет прописан их оборот и зарплатный фонд, исходя из чего и должен рассчитываться размер финансовой помощи. Закиров напомнил, что фирмы, занятые в сфере услуг, являются крупными работодателями, а значит при их банкротстве люди останутся без работы.

По словам Агеева, пока меры поддержки отельеров есть только на словах. Агеев считает, что для предпринимателей, работающих в этой сфере, по-прежнему уже ничего не будет — чтобы остаться на плаву, им нужна «смена психологии».

Войтко заявила, что отельеры понимают, что введение жестких мер сейчас неизбежно. По ее мнению, вероятно, эффективным решением стало бы закрытие города на карантин, из которого можно было бы выйти с минимальными потерями для бизнеса. «В настоящий момент ситуация несколько странная, и в то время, как коммерческие организации работают в условиях жестких ограничений, продолжает функционировать метро, общественный транспорт, торговые центры, то есть места самого массового скопления людей», — сказала она.

Подпишитесь