Posted 25 мая 2018,, 09:24

Published 25 мая 2018,, 09:24

Modified 11 сентября 2022,, 18:06

Updated 11 сентября 2022,, 18:06

Покупай татарстанское: почему местные товары не попадают в торговые сети

25 мая 2018, 09:24
О том, что продукция местных производителей появится на прилавках крупных торговых сетей, власти РТ говорят не один год. Однако пока фермерам предлагают объединяться в кооперативы и торговать с лотков на ярмарках. Сами предприниматели заявляют, что власти не могут ни принять нужные законы, ни договориться с сетями.

Два года назад, летом 2016 года, Госсовет РТ принял закон о «Национальной торговой марке». Предполагалось, что это позволит усилить контроль за качеством продукции, производимой в республике. А товары будут проходить контроль качества, организованный специальным координационным советом.

Генеральный директор «Национальной торговой марки» Ильсур Сафиуллин заявлял, что местные производители подпишут протоколы о намерениях по продвижению товаров с торговыми сетями «Метро», «Ашан», «Пятерочка» и «Светофор». Для этого был организован специальный фестиваль: бюджету он обошелся в 180 тысяч рублей, каждому фермеру – в 2 тысячи.

Однако найти на полках магазинов фермерские товары, помеченные «национальной» маркировкой, весьма проблематично, если вообще возможно. В крупных торговых сетях есть местные продукты, помеченные специальными баннерами. Но, чаще всего, это продукция предприятий республики.

В начале 2017 года начальник отдела развития минпромторга республики Айгуль Бабаева сообщила, что в магазинах Татарстана снизилась доля местной продукции. Она связала это с тем, что большая часть сельхозпродукции производят фермеры-владельцы небольших частных хозяйств.

По ее словам, вопрос продвижения фермеров поднимался на встречах с торговыми сетями, которые предложили предпринимателям объединяться в кооперативы. Это бы позволило предложить большой объем товара и решить проблему логистики. Аналогичную идею в начале 2017 года выдвинул глава минсельхоза РТ Марат Ахметов.

Бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов сообщил Inkazan, что в республике проводился опрос более 560 местных производителей и крупных торговых сетей - X5 Retail Group, «Эссен», «Бэхетле», «Челны-Хлеб». Зачастую сетям нужны большие объемы поставки, качественная упаковка, логистика. Однако не все фермеры готовы вкладываться в создание крупных хозяйств.

«С другой стороны, сети видят покупательский спрос на фермерскую продукцию. Ритейлеры пытаются удовлетворить этот спрос: организовывают фермерские уголки, отдают площади перед магазинами для торговли. Сложно оценить эффективность таких форматов, но так или иначе мы видим, что ритейлеры ищут пути взаимодействия», - сказал он.

По словам Нагуманова, есть и важный фактор себестоимости и конечной цены товара на полке. «Производители уникальной нишевой продукции, которая может быть востребована, часто не готовы обеспечить проходную цену для сетей из-за высокой себестоимости продукта. В таких случаях сотрудничество с сетями становится невыгодным для фермеров», - сказал он.

Глава Ассоциации фермеров РТ Камияр Байтемиров заявил Inkazan, что региональные власти могли бы использовать административный ресурс по отношению к тем торговым сетям, что располагаются в Татарстане. Например, обязать их приобретать местную продукцию или выступить заказчиками той продукции, которая необходима.

«Федеральные торговые сети построены для того, чтобы реализовать чужие товары, а не наши. Практически все имеют офшоры», - заявил он. Однако, по мнению главы ассоциации, с региональными компаниями власти Татарстана могли бы договориться.

«Мы слышали от фермеров жалобы на отсутствие качественной коммуникации в индивидуальных случаях с отдельными сетями. Очевидно, что принудить одних предпринимателей общаться и сотрудничать с другими предпринимателями невозможно. Торговые сети — это такой же частный бизнес. Навязать им продукцию фермеров невозможно, более того, это не решит проблемы фермеров и одновременно ухудшит ситуацию для сетей», - заявил Нагуманов.

На заседании комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству в феврале 2017-го посоветовали регионам «использовать трафик торговых сетей». В качестве примера было заявлено, что фермеру «выгоднее поставить киоск рядом с сетью, чтобы использовать ее трафик».

Татарстан решил справиться с проблемой по-своему: в марте прошлого года Ахметов заявил, что в районах республики начнут строить государственные агропарки. Они должны были стать каналом реализации фермерской продукции и помочь ей попасть в торговые сети. На тот момент, по словам Ахметова, в магазины фермеры поставляли лишь четверть своей продукции.

Председатель комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию и агропромышленной политике Тахир Хадеев сообщил, что небольшие объемы поставок – не единственная проблема. Торговым сетям дешевле покупать товар за рубежом. Ахметов признал, что это имеет место из-за технологического отставания. На его сокращение требовалось около 27 млрд рублей.

Однако татарстанским фермерам тяжело попасть не только в торговые сети, но и на созданные специально для них площадки. Об этом они заявили на заседании Совета по предпринимательству при главе РТ Рустаме Минниханове летом прошлого года. По словам фермеров, им приходилось занимать очереди с 4 утра, чтобы выставить продукцию.

«Нужно количество площадок увеличить. Уберем всех этих перекупщиков, чтобы люди, которые производят продукцию, могли иметь доступ», - заявил Минниханов. Только в Казани, помимо специальных парков существует по одной или несколько площадок для сельхозярмарок на каждый район. Так республиканские власти поддерживают сельских предпринимателей.

По словам бизнес-омбудсмена РТ, на примерах этих площадок видно, что фермеры не всегда готовы сами торговать своей продукцией. «Поэтому появляются участники, которые занимаются только реализацией продуктов, ничего не производя самостоятельно», - заявил Нагуманов Inkazan.

Помимо этого, в Татарстане действует система грантов. В прошлом году между начинающими фермерами распределили гранты на сумму 140 млн рублей. Однако малыми их хозяйства назвать сложно. Например, деньги получили предприниматели, держащие 1 тысячу голов коров,62 тысячи птиц или 600 овец.

В мае этого года на круглом столе Ассоциации МСБ РТ глава совета банковской ассоциации РТ Людмила Китайцева заявила, что теперь крупные банки больше сосредотачиваются на кредитовании малого бизнеса – все крупные заемщики уже поделены. Однако даже увеличение финансовой поддержки не гарантирует скорое появление местных товаров на прилавках.

На той же встрече глава комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев в очередной раз призвал сельских предпринимателей объединяться в кооперативы. Он же признал, что большая часть волнующих их проблем может решиться только на федеральном уровне. Хотя сейчас развитие малого бизнеса – не приоритетный для страны вопрос.

«Государство уже сколько лет собирается исправлять и не исправляет, не работает над ошибками. Есть законы о торговле, должны сработать и административные ресурсы. Нужны новые законы, может быть, регионального характера, которые должны умерить аппетиты федеральных торговых сетей, навести порядок по расчетам с фермерскими хозяйствами», - сказал Байтемиров.

По его словам, в республике созданы сельскохозяйственные потребительские кооперативы: ряд фермерских хозяйств Татарстана смог представить свою продукцию на полках торговых сетей. Однако возникли проблемы с внутренним регламентом сетей по расчетам с фермерами и возврату непроданной продукции.

«У нас есть хозяйства, которые сдавали продукцию и не могут получить расчеты, судятся. Средствами за проданный товар они (торговые сети – Inkazan) пользуются по всей видимости, а потом, по мере появления свободных денег, рассчитываются. А некоторые продолжают не рассчитываться», - заявил Байтемиров.

"