Posted 26 июня 2019,, 09:13

Published 26 июня 2019,, 09:13

Modified 17 сентября 2022,, 16:10

Updated 17 сентября 2022,, 16:10

Обувной рынок России: компании просят вернуть НДС на уровень 18%

26 июня 2019, 09:13
В 2018 году обувной рынок страны опустился на 3%. В переводе на деньги – до 1,376 трлн рублей. За прошлый год в России купили около 329 млн пар обуви. Женская мужская и детская обувь производятся примерно в схожем объеме, а рабочая и лечебная занимает только 15% рынка. Об этом сообщает «Бизнес-Вектор».

Производство обуви выглядит следующим образом – на завод поступает сырье, в данном случае это кожа, из которой вырезается максимальное количество элементов будущей пары. Затем эти детали сшиваются в заготовку, которая крепится на колодку. Специальная машина затягивает кожу и таким образом получается верхняя часть обуви.

Затем к этой заготовке под очень сильным давлением приклеивается подошва. Вся конструкция отправляется в холодильник, чтобы обувной шов пришел в форму при температуре до 10 градусов ниже нуля. Готовую обувь чистят от излишков клея, сушат и полируют – после этого она готова к продаже.

В 2018 году компания «Ральф Рингер» создала 2 миллиона пар обуви и реализовала 95% этой продукции. Однако, по словам владельца компании Андрея Бережного, пошлина на ввоз эластомера, необходимого в производстве, составляет 5%. В это же время импортный сбор на ввоз подошвы не налагается, а пошлина на ввоз готовой обуви «близка к нулю». Из-за этого произведенная в России продукция уступает иностранной в себестоимости.

Специальная обувь в сегменте российского рынка занимает небольшую долю. При этом на компанию «Паритет» приходится 15% от всех продаж этой категории товара. Фирма выпускает особую продукцию с 2007 года. Их основные клиенты (половина продукции) – полиция, армия, МЧС и компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых.

По оценке компании «Ортомода», каждому третьему жителю страны необходима корректирующая обувь. Правда, эта продукция по цене выходит дороже обычной: серийная пара - на четверть, а индивидуальная - в десятки раз.

В 1916 году на территории Казани была основана одна из крупнейших обувных фабрик страны «Спартак». За время своего существования предприятие активно развивалось. В годы Великой Отечественной войны к ней была прикреплена эвакуированная Гомельская обувная фабрика «Труд» и ее рабочие. В это время на «Спартаке» производили около 1 млн пар обуви в год для нужд фронта.

В 1962 году численность сотрудников предприятия достигла 5 тысяч человек. Каждый день производилось около 24 тысяч пар обуви. В 1980-е объем выпускаемой продукции достигал 11,5 млн пар в год.

Однако в «лихие 90-е» ситуация начала меняться, и фабрика стала терять свое былое величие. В конце 2010 года в Казани суд вынес приговор группе лиц, которые признаны виновными в рейдерском захвате имущества некоторых предприятий Татарстана, среди которых был «Спартак». А на скамье подсудимых, среди прочих, был бывший директор фабрики Рамис Гизетдинов. По данным материалов дела, он в период с 1999-2003 годы помог рейдерам захватить имущество фабрики на сумму 8 млн рублей.

По данным системы «СПАРК-Интерфакс», сейчас фабрика находится в стадии ликвидации – назначен конкурсный управляющий. На сегодняшний день там 441 сотрудник. Тем не менее на сайте компании до сих пор публикуется информация о новых акциях.

Однако сейчас потребители не особо активны в плане приобретения новой обуви. В начале апреля Росстат опубликовал данные о том, что свыше 35% семей не имеют возможности купить каждому члену по две пары обуви, подходящей по сезону.

Таким положением граждан активно пользуются «серые» экспортеры. По данным экспертов, более 33% рынка в стране приходится на нечестных продавцов. А если рассматривать ситуацию в разделе кроссовок и детских сандалий, то и целая половина рынка занята «серой» продукцией.

В российской Торгово-промышленной палате (ТПП) полагают, что разрешить эту ситуацию на данный момент невозможно из-за мягких законов.

«Нужен кардинальный пересмотр законодательства, которое будет более серьёзные экономические санкции вводить, конфискации, а не возврат там куда-то - тогда мы начнём двигаться к какому-то обелению рынка», – заявил президент ТПП Сергей Катырин.

С прошлого года в России запущен пилотный проект, согласно которому обувь будет маркироваться, как это происходит в случае с меховыми изделиями. Однако эффективность этой идеи вызвала сомнения у Катырина. Он считает, что в случае с шубами покупатели интересуются производителем, а в случае с обувью и особенно детской – ищут подешевле, не разбираясь в фабриках-изготовителях.

Обязательной маркировка обуви станет уже с 1 июля. По данным минпромторга РФ, это позволит вывести из тени до 100 млн пар. Тем не менее, производители в этой сфере настроены скептически и считают, что это мера налогового характера. Обувные компании попросили власти вернуть ставку НДС на уровень 18% и снизить пошлины на импорт сырья.

"