Posted 26 октября 2016,, 08:15

Published 26 октября 2016,, 08:15

Modified 11 сентября 2022,, 17:53

Updated 11 сентября 2022,, 17:53

Эксперт назвал новый мост через Каму в РТ без инвесторов и «Платона» неподъемным проектом

26 октября 2016, 08:15
Проект нового моста через Каму, первый этап которого оценили в 29 млрд рублей, является неподъемным для бюджета Татарстана. Как заявил Inkazan эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев, если инвесторами выступят предприятия РТ, то они легко смогут окупить свои затраты.

фото: mtdata.ru

О строительстве нового моста через Каму в районе села Соколка заговорили после ПМЭФ-2016. Президент Рустам Минниханов на форуме презентовал этот проект в числе других татарстанских. Тогда называлась цифра в 50 миллиардов рублей. В октябре 2016 года глава миндортранса республики Ленар Сафин сказал, что сумма реализации проекта еще больше — около 70 миллиардов. Однако на первую очередь вместе с автодорогой — до Набережных Челнов и к М7 требуется 29 миллиардов.

Министр экономики Татарстана Артем Здунов в беседе с журналистами заявил, что мост будут строить на бюджетные деньги и частные инвестиции. В числе инвесторов, по его мнению, могут оказаться предприятия, которые заинтересованы в постройке моста. Они находятся на территории Камского экономического узла: ПАО «Нижнекамскнефтехим», «Камаз» и другие. Общая протяженность моста должна составить около 84 километров. Он позволит транспорту сразу от Мамадыша попасть к сосредоточенным в Нижнекамске предприятиям, а затем в Набережные Челны. Новый мост вошел в число инфраструктурных объектов промышленного кластера «Иннокам». Он должен быть создан до 2020 года. В него уже входит 79 проектов на 750 миллиардов рублей.

Как отметил Калачев, развитие транспортной инфраструктуры, даже когда оно обходится дорого, это всегда вклад в будущее экономического развития региона. Мост через Каму в районе села Соколка позволит соединить федеральную трассу М7 на участке от Мамадыша дорогой до Сухарево, далее на Заинск, Альметьевск, Бугульму. Это позволит разгрузить направления через Чистополь-Алексеевское и Набережные Челны-Елабуга, говорит эксперт.

Он напомнил, что Альметьевск и Бугульма – промышленно развитые районы, и дополнительные транспортные возможности (тем более с учетом транспортного коридора на Оренбург), способны придать их развитию дополнительное ускорение. Кроме того, транспортная доступность обеспечит развитие участка территории Татарстана от села Соколка до Заинска.

Дорога от моста на Борок сократит путь до Казани от Нижнекамска и снизит нагрузку перехода через Каму по нижнекамской плотине, поэтому предприятиям Камского экономического узла — «Нижнекамскнефтехиму», «Камазу» и менее крупным, это тоже принесет выгоду.

Проект дорогостоящий, для бюджета республики неподъемный, отмечает Калачев, но сейчас все подобные проекты осуществляются на условиях государственно-частного партнерства с привлечением частного капитала. Если это сторонний инвестор, то как правило проект в дальнейшем предполагает платную эксплуатацию построенного объекта до выхода на окупаемость инвестиций.

«Правильным было бы такое соотношение долей участия, когда доля бюджета компенсируется в дальнейшем косвенным образом, за счет экономического развития региона (рост бизнеса, стоимости земли, поступления налогов и так далее), а доля инвестора – за счет тарифов за проезд по платным участкам. Но в реальности сторонние инвесторы, понимая риски, добиваются бюджетных гарантий на покрытие недостающей части доходов. Поэтому подобные российские проекты в конечном счете в любом случае ложатся на бюджет, только с отсрочкой во времени», — сказал аналитик.

Привлечение в качестве инвестора промышленных предприятий региона, которые получают дополнительную транспортную доступность, было бы на самом деле лучшей альтернативой стороннему инвестору, говорит Калачев.

«Не будет нужды вводить плату за проезд, а предприятия окупят свои затраты, хотя бы частично, за счет ускорения перевозок. А если удастся добиться финансовой поддержки за счет сборов от системы «Платон», то бюджетные затраты республики будут еще меньше», — резюмировал он.

Весной 2016 года в Татарстан прибыли представители миндортранса России и компании «РТ-Инвест», которая является оператором системы «Платон». Тогда они сообщили, что на территории республики за пять месяцев работы собрано 287 миллионов рублей. Первый зам федерального министра Евгений Дитрих тогда сообщил, что собранные в регионах средства от «Платона» будут направлять на строительство мостов и других инженерных сооружений. В Татарстане первым таким проектом должен был стать мост через Каму в районе Соколки.

Однако летом 2016 года стала известно, что Татарстан пока не вошел в число регионов, которые получат деньги, поступившие в федеральную казну после внедрения системы «Платон». Деньги решили распределить между регионами с «критическим» состоянием дорог.

Строительство другого моста через Каму — возле села Сорочьи Горы — в республике продолжалось более двух десятков лет. Первую очередь начали строить еще в советское время — в 1990 году. Сдали в 2002 году.

Строительство первого пускового комплекса моста через Каму. Фото: vuchich.livejournal.com

Вторую очередь обещали сдать через три года. Работы по установки опор для второй очереди были завершены 14 лет назад. С тех пор сроки сдачи второй очереди постоянно переносились. Татарстанские и федеральные чиновники называли разные сроки сдачи. В итоге, вторую очередь открыли только 30 августа 2016 года.

Проблема сдачи, по словам собеседника Inkazan, близкого к строительству моста, заключалась в плохом лоббировании проекта со стороны республики. Это связано с тем, что движение автомобилей по мосту открыто и главная проблема решена. А деньги, выделяемые республике на дорожное строительство, всегда перераспределялись на другие объекты.

На строительство моста у Сорочьих Гор ушло 8,6 миллиардов рублей и 26 лет. Мост через Каму возле Соколки оценивается в три раза большую сумму, а сроком завершения строительства называют 2020 год.

"