Posted 27 июня 2018,, 12:05

Published 27 июня 2018,, 12:05

Modified 17 сентября 2022,, 15:12

Updated 17 сентября 2022,, 15:12

Союз операторов ж/д транспорта объяснил причины 64%-го роста экспорта зерна

27 июня 2018, 12:05
В сезоне 2017-2018 годов экспорт российского зерна показал рост в 64%. О предпосылках этого явления, а также об обновлении парка вагонов и переменах на рынке перевоза лесных грузов рассказал глава группы компаний «РТК», председатель президиума «Союза операторов железнодорожного транспорта» Константин Засов.

Засов объяснил причины 64%-ного роста количества отправленного на экспорт зерна железнодорожным транспортом в сезоне 2017-2018 годов по сравнению с прошлым годом. По его словам, этому поспособствовали исторический рекорд по сбору зерна (135,4 млн т) в 2017-м. За последние 8 лет скопились максимальные запасы зерна. Второй важнейший фактор – это введение правительством льгот на перевозку зерна ж/д транспортом из регионов центральной России, Поволжья, Урала и Сибири. В-третьих, выросли экспортные цены на российскую пшеницу (до $200 за тонну). Все эти факторы привели к тому, что в этом сезоне ставился рекорд за рекордом, передает его слова «Интерфакс».

Но рост экспорта зерна в таком количестве не был бы возможен, если бы не улучшение инфраструктуры рынка. Построены новые терминалы, заключены долгосрочные договоры, позволяющие качественно планировать на долгий период, обновлен стареющий парк зерновозов. Этого не было 10 лет назад, когда «РТК» вышла на рынок, как и не было серьезных инвесторов в подвижной состав. В итоге, к завершению зернового сезона экспортные перевозки зерновых по железной дороге, по оценке компании, достигнут исторически рекордного уровня в 19 млн т, что превысит результат прошлого сезона в 1,76 раза.

Кроме того, на рынок значительно повлиял уход с него многих посредников. Производитель в ряде регионов стал самостоятельно решать вопросы, куда и как отправить зерно.

Как утверждает глава «РТК», Россия будет и дальше наращивать производство и экспорт зерна. А рынок сбыта будет так же расти за счет роста населения на планете и изменения питания в Африке и Азии. И все что нужно компании - это соответствовать потребностям рынка. Это значит, что в будущем сезоне вновь ожидаются высокие темпы отгрузок на экспорт.

На вопрос о прогнозируемом снижении урожая зерновых Засов ответил, что корректировка возможна как в ту, так и в другую сторону. Но стратегия компании строится не исходя из одного конкретного сезона, важен общий сценарий, который пока реализуется согласно прогнозам компании. Даже если будут отклонения «РТК» сможет своевременно предотвратить их за счет улучшения технологии.

«Вагоны не могут проехать в два слоя по железной дороге. И задача номер один, увеличить рост оборачиваемости вагонов, а здесь грамотное государственное регулирование может дать колоссальный эффект», - отметил Засов. Он привел в качестве примера цифровизацию логистики и госрегулирования.

На сегодня у холдинга более 65 тысяч вагонов в управлении, парк продолжает обновляться. Но количество вагонов не панацея, важно, развивать технологию, отметил Засов. Так, в 2015 году было принято решение об изменении параметров маршрутизации, касающееся всех перевозок, в том числе и зерновых.

Были упомянуты проблемы с ввозом зерна в Египет. Однако глава «РТК» заверил, что российская пшеница наиболее конкурентоспособна на египетском рынке. Поэтому затруднений с поставками пшеницы в Египет не ожидается.

А что касается Китая, то туда серьезного увеличения экспорта пока не предвидится. Все дело отсутствии терминала на Дальнем Востоке. На данный момент в Китай отправляется незначительный объем зерна (60 тыс. тонн за сезон).

Речь зашла и о лесной отрасли. По словам Засова, этот рынок проходит все те же фазы, что и зерновой несколько лет назад. Компания «Транслес», дочка ГК «РТК», находится в активной инвестиционной фазе: прорабатывается логистика перевозок, организуются групповые и маршрутные отправки.

С 2014 года рынок железнодорожных перевозок лесо- и пиломатериалов существенно восстановился после длительного падения. Засов уверен, что объем перевозок будет умеренно расти. Правительство РФ ведет работу по развитию лесного комплекса, так как пока время вклад в экономику лесного комплекса существенно ниже аналогичного показателя развитых стран.

По словам руководителя «РТК», в последние годы наблюдается настоящий бум производства лесовозных платформ. Парк постоянно увеличивается, большая заслуга в этом «Транслеса»: компания приобретает более 30% новых платформ, привел данные Засов.

Также он убежден, что западные санкции и курс рубля стали главными драйверами роста экспортных перевозок зерна и леса.

Отмечается, что последние 3 года Засов возглавлял президиум «Союза операторов железнодорожного транспорта». Это площадка, где формируется общая позиция операторского сообщества на поступающие вызовы, идет партнерский диалог с ОАО РЖД, государственными органами практически по всем вопросам развития ж/д транспорта. Должность председателя президиума выборная. Когда речь зашла выдвижении кандидатуры Засова на эту должность, он ответил так:

«Последний год развитие холдинга "РТК" шло настолько активно, что появилась целесообразность концентрации усилий именно в этом направлении. Я хотел бы продолжить работать в составе президиума СОЖТ, ведь довольно много достигнуто за последние три года, но уже не в должности председателя», - заключил он.

"