Posted 27 декабря 2019, 11:00
Published 27 декабря 2019, 11:00
Modified 17 сентября 2022, 16:36
Updated 17 сентября 2022, 16:36
В начале года стало известно, что Ford реструктурирует бизнес: в России закроют заводы Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске. Предприятие в «Алабуге» сохранили, оно выпускает Ford Transit. Опасения вызывала и судьба президентского проекта Aurus. В Ford Sollers заявили, что он не входит в реструктуризацию. В Ленинградской области работники Ford грозились митинговать из-за низких выплат. В Татарстане они перешли на другие производства или получили от 5 до 12 окладов и уволились. В июне завершилось производство автомобилей в Челнах, на базе завода двигателей в Елабуге создали обновленное совместное производство, контролирующим акционером которого является российский «Соллерс».
Работа «Казанского завода синтетического каучука» (КЗСК) и его «дочки» «КЗСК-Силикон» находилась под вопросом с момента краха «Спурта» в 2017 году. В июле 2019-го КЗСК признали банкротом по иску его кредитора «ВЭБ.РФ», открыли конкурсное производство. Можности планировали сдавать в аренду. Татарстан и федеральный центр надеялись, что завод получится сохранить. В сентябре нашелся инвестор — АО «Синтез», которое входит в корпорацию «Промышленные технологии» — потребитель продукции казанского завода. По оценкам экспертов, в предприятие потребуется вложить от 4 до 6 млрд рублей. К концу ноября КЗСК был готов возобновить работу и начать выпуск продукции для гособоронзаказа. После этого вестей о КЗСК не появлялось.
Еще один кредитуемый «ВЭБ.РФ» завод «Аммоний» в 2016 году открыл президент России Владимир Путин. Весной предприятие находилось в предбанкротном состоянии из-за долга в 100 млрд рублей и работы в убыток из-за девальвации рубля и снижения цен на азотные удобрения. Для завода искали инвестора: он мог уйти «Лукойлу» или производителю удобрений «Еврохим». В апреле им стало КАО «Азот». Оно выкупит у «ВЭБ» права требования по кредиту на строительство «Аммония» за $900 млн. 12 млрд рублей потребуется инвестировать в него в течение двух лет.
В конце октября «ВЭБ» подал иск с требованием признать «Аммоний» банкротом, введено наблюдение. Власти Татарстана заверили, что банкротство нужно для оздоровления предприятия. Тогда же в республику приехал председатель «ВЭБ» Игорь Шувалов. Обсуждалось банкротство «Аммония», и строительство второй очереди завода. Эта идея появилась в 2016 году — проект оценивался в $1,4 млрд, инвестором могло быть, но не стало ПАО «Татнефть».
Комментарий аналитика ГК «Финам» Алексея Корнева:
Когда системообразующее предприятие попадает под банкротство или как с Ford Sollers уходит основной производитель, это крайне негативно для республики в целом, для города тем более. Но если по первым двум найден стратегический инвестор и есть возможность спасения предприятий, то по Ford Sollers ситуация будет аналогична той, что была с фордовскими заводами и General Motors в Ленинградской области — на них положили глаз корейцы и китайцы.
Татарстан не одинок, проблемы есть во многих регионах, где-то больше, где-то меньше. В целом ситуация с промышленностью не плохая, но она не развивается в лучшую сторону. Кто-то приходит, кто-то уходит — в подобной ситуации это естественно. Когда экономика растет быстрыми темпами, предприятия активно открываются, мало кто закрывается. Сейчас топчемся на месте: в последнее время промпроизводство работало на склад по инерции.
Подобные ситуации рано или поздно заканчиваются тем, что какие-то игроки рынка разоряются, уходят, их место занимают другие. Пугаться не надо: свято место пусто не бывает, производственные мощности никуда не исчезли, просто найдется новый собственник, который организует там свое производство.