Posted 28 февраля 2019, 16:07

Published 28 февраля 2019, 16:07

Modified 20 августа, 15:11

Updated 20 августа, 15:11

Будущее Ford Sollers: закрытие заводов, продажа мощностей или смена формата?

28 февраля 2019, 16:07
Компания Ford заявила, что пересмотрит стратегию работы на европейском рынке - СМИ связали это с убытками автопроизводителя. Будущее локализованного в Татарстане совместного предприятия Ford Sollers туманно. По словам эксперта, реформы могут привести к закрытию или продаже части мощностей резидента ОЭЗ "Алабуга".

В начале января стало известно, что Ford собирается сократить тысячи рабочих мест и провести глобальную реструктуризацию своих дочерних компаний в Европе. Как сообщали СМИ, причиной стал глобальный кризис продаж легковых моделей: в прошлом году американская компания понесла убытки в сотни миллионов евро.

Автомобильный эксперт Максим Ракитин заявил Inkazan, что достоверной информации о том, что автопроизводитель покинет российский рынок, нет. В то же время он сообщил, что компания теряет свои позиции на рынке, потому что ее основной локомотив продаж – Ford Focus – «сильно просел из-за того, что не мог предложить что-то оригинальное и новое».

По его словам, бытуют разные мнения – кто-то говорит, что останутся только коммерческие автомобили, кто-то говорит, что останется нынешняя линейка.

«Насколько я понимаю, и насколько говорят в российском форде, новое поколение Focus мы не увидим. Это «пока» означает, что мы не увидим его или никогда или мы увидим его скоро, но в модифицированном виде для того, чтобы нормально конкурировать с корейцами. Сейчас Ford конкуренцию не выдерживает ни в одном из сегментов, в котором он присутствует», - сказал он.

В 2007 году в России была создана компания Ford Sollers появилась. Тогда «ФОРД СОЛЛЕРС НИДЕРЛАНДЫ Б.В» учредила в Набережных Челнах ООО «ФОРД СОЛЛЕРС ХОЛДИНГ». В завод в автограде компания инвестировала порядка $400 млн. Впоследствии филиалы компании открылись в Химках, Ульяновске и Всеволожске, где в 2002 году появился завод.

В том же 2007 году было зарегистрировано ООО «ФОРД СОЛЛЕРС ЕЛАБУГА». В 2011 году SOLLERS и Ford подписали соглашение о создании совместного предприятия, локализованного в Татарстане. При этом присутствовали тогда еще премьер-министр страны Владимир Путин, глава РТ Рустам Минниханов.

В 2012 году в Елабуге стартовало производство автомобилей Ford, в 2015-м компания запустила производство двигателей – инвестиции составили более $275 млн. На сайте Ford Sollers сообщается, что все предприятия были адаптированы к нуждам российских клиентов.

По данным за 2017 год, выручка компании, зарегистрированной в Набережных Челнах, выросла на 24%, достигнув 67,1 млрд рублей. Показатель прибыли увеличился на 43%: убыток предприятия составил 13,6 млрд рублей. Баланс компании по итогам 2017 года сократился на 7% - до 49,4 млрд рублей.

Предприятия, расположенные в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Алабуга» имеют лучшие показатели. Выручка за 2017 год поднялась на 34% до 39,6 млрд рублей, прибыль выросла на 243% до 602,7 млн, а баланс компании увеличился на 10%. По итогом 2017 года этот показатель достиг 42,2 млрд рублей.

В России Ford Sollers производит семь моделей автомобилей, пять из них – в Татарстане, а также линейку спецавтомобилей. На сайте компании указано, что она завершила реализацию проектов на территории России с общим объемом инвестиций в $1,5 млрд. В октябре прошлого года стало известно, что на производствах компании могут начать выпуск автомобилей Aurus.

Aurus или «Кортеж» - автомобили, которые будут использоваться для перевозки первых лиц государства. В мае прошлого года президент РФ Владимир Путин впервые проехал на лимузине этой линейки к месту своей инаугурации. Впоследствии стало известно, что приобрести автомобили Aurus смогут не только властные структуры.

«Пока этот автомобиль по сути виртуальный, насколько мы знаем, он до определенной степени принадлежит нашим коллегам из Арабских Эмиратов, поэтому сейчас говорить о его судьбе сложно. Вроде как сейчас его собираются производить практически в товарных количествах, но это тоже информация вилами по воде», - сказал Ракитин Inkazan.

Сегодня проект реализуется на площадке НАМИ в Москве, однако мощности позволяют выпускать 200-250 машин в год. Серийное производство Aurus начнут в 2020 году. СМИ сообщали, что разместить его могут на площадке Ford Sollers в ОЭЗ «Алабуга». В самой компании заявляли, что переговоров по этому вопросу не ведется, но возможность отрицать не стали.

В декабре прошлого года глава минпромторга РФ Денис Мантуров рассказал, что ОЭЗ «Алабуга» включена в список потенциальных площадок производства Aurus. В начале января автопроизводитель подтвердил, что четыре завода Ford Sollers могут сократить штат или закрыться. Однако Татарстан намерен сохранить производство.

Официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявляла, что Татарстан заинтересован в сохранении предприятий, прежде всего – коллективов, где работают 2,8 тысячи человек. Впоследствии глава минпромторга РТ Альберт Каримов сказал, что в набережных Челнах есть проблема нехватки квалифицированных рабочих.

Он добавил, что нужно дождаться решения самого автопроизводителя, а министерство находится в постоянном контакте с ним. «Это вопрос проработки. И независимо от этого, катаклизмов мы не ожидаем в этой части», - сказал министр. На этой неделе на просьбу Inkazan прокомментировать как развивается ситуация в пресс-службе министерства попросили обратиться в Ford Sollers.

В компании Inkazan заявили, что «стратегический пересмотр планов совместного предприятия Ford Sollers происходит одновременно с анонсированием новой глобальной стратегии Ford, нацеленной на повышение доходности бренда в ближайшей перспективе и усилении конкурентоспособности бизнеса на всех европейских рынках».

«На российском рынке акционеры собственного производства Ford Sollers рассматривают несколько вариантов реструктуризации бизнеса. Решение будет принято во втором квартале 2019 года. Все производственные площадки на данный момент работают в штатном режиме», - заявили в пресс-службе компании.

Ракитин заявил Inkazan, что для того объема, что выпускает Sollers, не нужны принадлежащие компании производственные мощности. «Вопрос даже не в том, как поступит Ford, вопрос в том, как поступит Sollers с этим и кому он это предложит», - заявил эксперт. Ракитин не отрицает, что производства могут быть закрыты.

«Такая же ситуация может возникнуть в любой момент, как с заводом General Motors под Санкт-Петербургом: там тоже были огромные мощности, большое количество людей работало, были вложены огромные деньги. Но, тем не менее, в 2015 году это все закрылось практически за неделю», - сказал он.

В то же время эксперт заявил, что немецкий бренд Opel, на этой неделе объявивший о возвращении в Россию, не сможет войти на рынок с теми моделями, которые известны российскому покупателю, потому что их уже не производят. Кроме того, по условию контракта с General Motors, компания не может продавать определенные модели.

«Плюс ко всему там, понятное дело, политическая составляющая. Огромные деньги надо потратить на то, чтобы вернуть российскому покупателю доверие к такому бренду как Opel. Они его в один день взяли и перечеркнули. И российский покупатель обиделся на этот бренд. Для того, чтобы сейчас начать заново, надо выйти на рынок еще раз», - сказал Ракитин.

По предварительным планам Opel, на рынке появятся только коммерческие автомобили – Citroen и Peugeot – «на которые будут навешаны шильдики Opel», сказал эксперт. «Здесь о конкуренции и занятии ниши на рынке не может быть никакой речи. Проявить какую-то прыть могут только китайцы, но и то вряд ли», - добавил Ракитин.

Подпишитесь