Posted 28 марта 2018,, 13:29

Published 28 марта 2018,, 13:29

Modified 12 сентября 2022,, 14:56

Updated 12 сентября 2022,, 14:56

Административное давление на бизнес в РТ больше, чем в Нижегородской области — Агеев

28 марта 2018, 13:29
В Госсовете РТ состоялись слушания о развитии малого и среднего предпринимательства. Замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин заявил, что МСП развивается интенсивнее, чем крупный бизнес. Глава ТПП Шамиль Агеев считает, что главы районов не заинтересованы в увеличении числа субъектов МСП.

Руководитель фракции «Единая Россия» в Госсовете РТ, вице-спикер Юрий Камалтынов, назвал денежную, информационную, организационную поддержку татарстанского малого и среднего бизнеса «наверное, еще недостаточной». Эти субъекты, по его словам, демонстрируют в составе экономики региона недостаточно положительные результаты.

По мнению председателя комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марата Галеева, малый бизнес — основа среднего класса. Последний необходим для политической стабильности в обществе. Он заявил, что задача по развитию МСП — «сложная и поколенческая».

Сибгатуллин сообщил, что доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Татарстана составляет лишь 25,6%. Однако по количеству субъектов республика занимает первое место среди в Приволжском федеральном округе и 7 строчку в общероссийском рейтинге. В Татарстане в 2017 году их число составляло порядка 170 тысяч.

В регионе малый и средний бизнес обеспечивает свыше 472 тысячи рабочих мест для 24% от всего занятого населения. У «ИПшников» работает еще 61 тысяча татарстанцев. В Татарстане за 7 прошедших лет число экономически активных субъектов МСП увеличилось на 80%, рассказал Сибгатуллин.

Замминистра считает, что за прошедшие годы малое предпринимательство в Татарстане развивалось более высокими темпами, чем крупный бизнес. Так, темп роста добавленной стоимости в действующих ценах, созданный МСП, превысил показатель «коллег» почти на 10%.

«И это при том, что за эти годы введено несколько крупных инвестиционных проектов", — сказал Сибгатуллин.

По словам чиновника, госорганы республики отдают приоритет в своих программах субъектам МСП, занятым в производстве. «Это связано не только с большим значением такого вида бизнеса для региональной экономики, но и с более длинным циклом выхода их на безубыточность. Данные проекты, как правило, связаны со строительством и обучением персонала, закупкой и монтажом оборудования. Срок окупаемости такого проекта значительно превышает срок окупаемости аналогичного бизнеса в сфере торговли и услуг», — объяснил замминистра. Так, с 2011 года общая доля обрабатывающего производства в структуре общего оборота МСП увеличилась на 5,3%.

В послании к Федеральному Собранию президент России Владимир Путин заявил, что к 2025 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна вырасти до 40%. Сибгатуллин заявил, что Татарстану будет сложно достигнуть этой цели, но шанс у региона есть. В числе острых моментов замминистра отметил «исторически сложившуюся структуру экономики, где доминирующую роль играет крупный бизнес». Из-за крупномасштабных проектов страдают показатели малого и среднего бизнеса, считает он.

Поэтому в ближайшие годы власти Татарстана хотят легализовать теневой сектор МСП. По словам Сибгатуллина, если вывести «теневиков», то доля субъектов малого и среднего бизнеса в ВРП республики вырастет до 33%. Он подчеркнул, что не имеет ввиду «радикальные меры репрессивного характера». Минэкономики республики предлагает сегментировать и вырабатывать отдельные действия для каждой группы «серого рынка».

Замминистра попросил депутатов Госсовета РТ поддержать инициативу о продлении сниженных ставок по патентной и упрощенной системах налогообложения. Сейчас этим видом сборов пользуются 26 тысяч предпринимателей республики.

Сибгатуллин предложил активнее использовать механизм производственной сельхозкооперации, заниматься образованием молодых бизнесменов и стимулировать легализацию самозанятых предпринимателей.

В интерпретации Агеева положение малого и среднего бизнеса республики выглядело не так оптимистично. «У наших соседей, к сожалению, заниматься бизнесом, лучше, чем у нас. Да, много делается, движение есть. По-крайней мере, у нас не лучше, чем в Ульяновске, чем в Москве», — сказал он.

Агеев объяснил это «половинчатостью мер». Главы районов, по его мнению, не заинтересованы в развитии МСП на подконтрольных территориях. Плюс - большое число аффилированных с чиновниками структур.

«У нас административное давление в Татарстане значительно больше, чем в Нижегородской области, Башкирии. Потому что структурные, административные ресурсы сильные, подчинение хорошее. Это хорошо, по большому счету, очень здорово», — сказал Агеев, отметив, что процесс играет не в пользу малого и среднего бизнеса.

Глава ТПП считает, что крупные компании республики никак не связаны с малыми и средними субъектами бизнеса по выпуску продукции. Он заявил, что «нормальный предприниматель» не может разобраться во всех законах. «Каждого предпринимателя можно не за то, так за другое привлечь», — сказал Агеев.

По мнению спикера, ситуацию усугубляют последствия краха «Татфондбанка» и «Интехбанка». Он считает, что процесс отзыва лицензии у банков влечет за собой монополизацию «Сбербанка», где «достаточно сложно получить реальные, достижимые деньги».

"